Снимается в Крыму (географический обзор мест сьемок фильмов)


Снимается в Крыму (географический обзор мест сьемок фильмов)

     Игорь Русанов

   Ясная лазурь неба, чистый воздух и бесконечное лето сделали Ялту колыбелью российского кинематографа. Именно здесь в 1911 году А. Ханжонков построил первую в империи кинофабрику. И в том же году в Ливадийском дворце для Императорской фамилии состоялся примьерный показ первого в мире полнометражного игрового фильма «Оборона Севастополя».


В 1918 году Иосиф Ермольев (автор знаменитой кинокартины «Отец Сергий») организовал здесь отделение Московской кинофабрики. Еще задолго до революции он снимал в Ялте пейзажные фильмы для французской фирмы братьев Пате. Иосиф Ермольев был и одним из первых, кто построил съемочный павильон в Голливуде. С Большевиками он ужится не смог, но ялтинский опыт дал ему огромный вес в мировом кинематографе.

В советские времена на Ялтинскую киностудию приезжали поработать все съемочные группы Союза – от Средней Азии до Прибалтики, а также немцы, югославы и даже англичане и “прочие разные шведы”, до 40 групп в год!

Секрет Крыма не только в том, что съемке редко мешает непогода. В мире много красивых стран, и их пейзажи стали символами наций: горные леса Швейцарии, озера Финляндии, березовые рощи России, песчаные пустыни Туркменистана, меловая прерия США… Но все это можно снять (и снималось!) в одном Крыму. Причем рядышком с автодорогами. Не обязательно асфальтовыми, но доступными для автокараванов громоздкой техники.

   Конечно, не последнюю роль всегда играло то, что после съемок в “тундре” или “мрачных подземельях”, актеры идут плескаться в ласковом море, а вечером их ждет бриллиантовая россыпь огней красавицы Ялты.

Эх!.. Киношники, вот кто живет красиво… А кто Вам мешает?

   И совсем не обязательны теперь многотонные лихтвагены с прожекторами, рельсы и краны. Простой камеры, прозванной в народе “мыльницей”, вполне достаточно для домашнего видео или фотокомиксов с Вашими приключениями. Или приключениями Ваших туристов.



   Мыс Тарханкут на северо-западном побережье Крыма (Черноморский район, село Оленевка) стал колыбелью советского дайвинга. Обилие солнца и сухой степной воздух создают мощный световой поток, который пронизывает морскую толщу на десятки метров. И никакой мути: речных наносов нет (потому что нет рек), нет даже песка, потому что к воде обрывается пласт известняка. Его белые колонны, арки, башни, туннели и Бог знает что еще за архитектурные галлюцинации к тому же отсвечивают в воде! “Акваланги на дне” и “Человек-амфибия” моментально и навсегда стали культовыми фильмами.

   Но тех, кто снимает сегодня свое подводное кино, ждут и настоящие приключения, и настоящие открытия: три тысячи лет мореплавания вдоль этих опасных скал оставили после себя немало сокровищ, трагедий и загадок. По мере того, как дайверы уходят мористее на запад, все ближе разгадка затопленной Исконной Скифии и новые сведения о расселении древних арийцев, все ближе сокровища античного Борисфена. Студией начинающего подводного оператора стала постоянно пополняющаяся Аллея вождей. Сюда со всех концов бывшего Союза привозят для торжественного утопления бюсты и статуи видных большевиков. Пусть себе будут на виду. У рыб.

СевастопольГород-герой Севастополь расположен, в общем, на суше, на крайнем юго-западе Крыма, но на самом деле – в центре Черного моря. 28 бухт идеальных для флота и судостроения – нестерпимо желанных и смертельно соблазнительных для всех империй.

   Первый российский фильм «Оборона Севастополя» был готов к 1911 году. В нем еще успели сняться седые бравые дедульки в сияющих крестах – герои обороны 1854-1856 годов.

   Американские боевики с тошнотворными реками крови и садо-мазохистскими изошрениями всяких рембов вытеснили с экранов и из сознания советские фильмы о войне. Может, и не все из них стоят внимания. Но земля Севастополя сама вам все докажет. Здесь вы поймете, почему ни англичане, ни французы, ни итальянцы, ни немцы, которых в этой земле покоится по сотне тысяч, не превращают войну в шоу, и почему американцы не выиграли ни одной войны. Я не люблю военщину, но часто снимаю Севастополь. Гордая старость чугунных пушек и дремлющая мощь крылатых ракет меня покоряет. Ну а красавцы корабли…   Окрестности Севастополя замечательны своей природой, а еще и пустынностью. На одном из здешних пляжей снимали “Сказку о царе Салтане”. И еще “Аллегро с огнем”, “Первый удар Джеки Чана”.

Бухта Ласпи на границе земель Севастополя и Большой Ялты, ее называют крымской Африкой из-за сухого жаркого лета. Небо ярко-синее, благодаря чистому и сухому воздуху, а отвесные скалы из мраморовидного известняка на рассвете алеют, а по мере подъема солнца рождают силуэты рыцарских замков и инопланетных колоний.    Реликтовые можжевеловые леса спускаются по каменным хаосам к самому морю, чистому и прозрачному. Детский фильм “Засекреченный город” показывает эти места вовсе не детским курортом, а скорее мальчишеским раем – с приключениями и опасностями.

Поселок Кацивели на западе Большой Ялты. Радиотелескоп с параболической антенной диаметром 22 метра – ажурная серебристая конструкция вроде локатора – сразу же создала в фильме “Тайна железной двери” (достаточно недорогом по декорациям) фантастический настрой. Ну а тюрьмой океанской глубины стал штормовой бассейн Морского гидрофизического института. Гора Кошка отлично дополнила пейзаж страны, рожденной из желаний мальчишки-волшебника. Вот только в те времена даже фантасты не писали об аквапарках. А сейчас никаких волшебных спичек не надо: плати-лети-кричи-брызгай-булькай. И снимайся!

Алупка, точнее здешний дворец графа Воронцова, немыслимое, недопустимое, нереальное смешение Востока и Запада, изящной изнеженной роскоши мавританской Альгамбры и чопорной викторианской готики. Это ли не сказка? Точнее, все сказки, где действие происходит во дворцах и замках, можно снять здесь.

Ялта, канатаная дорогаЯлта. Тут сразу вспоминаю пальмы в снегу и вообще странную, холодную и жестокую, Ялту из фильма “Асса”. Но все-таки красавицу. Которой все прощаешь… Еще фильмы: “Воры в законе”, “Дама с собачкой”, “Мираж”, “Первый удар Джеки Чана”, “Финист ясный сокол”, “Это сладкое слово свобода”, "Мастер и Маргарита".

Никитская расселина. Очень небольшое, но необыкновенно “дикое” живописное ущелье в паре сотен метров от троллейбусной трассы выше Никиты. Здесь снимают каньоны (через которые перекинуты жуткие веревочные лестницы), перевалы, входы в таинственные, набитые золотом, пещеры и прочую приключенщину. Каждый поворот расселины открывает новые пейзажи, так что при съемке легко создать иллюзию многодневного (и даже многолетнего путешествия), как, например, в “Детях капитана Гранта”. В фильме “Сокровища пылающих скал” с помощью пожарной машины тут устроили вполне африканский водопад. Ну а великий сказочник Александр Роу вообще творил здесь чудеса. С минимальным количеством декораций, чего и вам желаем.

Артек известен всем, Суук-су – немногим. “Суук-су” называлось казино, где кутили, гудели и в дым продувались Шаляпин, Горький и прочие известные в сюсю-реалистической истории исключительно замечательные и положительные личности.

   От них-то и прочей уже советской социалистической богемы – художников, поэтов и киношников Суук-су унаследовала дух просвещенной анархии. Здесь для них построили со временем неплохую гостиницу “Адалары”. И хотя прямо рядом с ней находится артековская милиция, даже она приучена к тому, что богема купается голышом на пляже Суук-су рядом с Пушкинским гротом. Впрочем, основная база съемок – гавань артековского яхт-клуба, а основные декорации – скалы-островки Адалары и Аю-даг (Медведь-гора). Они фигурируют в “Дети капитана Гранта”, “Одиссея капитана Блада”, “Сердца трех”.

Алушта есть для симферопольцев место самое обычное и даже как бы не интересное. Но когда я в армии увидел фильм “Поцелуй Чаниты” — наивно-национально-освободительный с искрящимся экзотическим фольклором как бы стран Латинской Америки, местами глупый, но очень яркий (пленку тогда цветную, слава Богу, в Шостке еще не делали), а главное – с танцами и революциями прямо у алуштинского почтамта, как же мне было хорошо! На набережной у Алуштинских эллингов, эффектно уходящей в море к Голубовским камням, была устроена гавань для фильмов “Одиссея капитана Блада” и “Сердца четырех”.

Демерджи, Долина Привидений
Гора Демерджи. Старое асфальтовое шоссе у села Лучистое – то самое, где “Кавказской пленнице” Бывалый и Балбес перегородили дорогу Трусом.   Крепость Фуна у подножия горы имеет какой-то особо убедительный высокогорно-экстремальный вид. Одинаково достоверный для Кордильер, Пиренеев и прочих Альп. Еще несколько лет назад здесь были живы декорации фильма “Приключения королевского стрелка Шарпа”. Ну, а Долина Привидений чуть выше… Вечером можно снимать не только без декораций, но и без сценария. Клочья тумана и игра лунного света на скальных изваяниях сотворят такую безудержную смесь эротики и мистики, рыцарства и вампирства, какую по силам озвучить только орган Баха или синтезатор Китаро.

Феодосия. Именно на здешний вокзал прибыли герои “Спортлото-82”, проживавшие потом на Карадагской биостанции и накрутившие невероятные извивы горной тропы и комичного сюжета в ее окрестностях.

Бахчисарай. Вообще, по-татарски “сарай” это дворец, а вовсе не подсобное помещение сомнительных архитектурных достоинств. Ханский дворец в Бахчисарае, естественно, служил местом съемки для “Роксоланы” и прочих восточно-гаремных историй.   А вот предместье ханской столицы Салачик (Староселье) стало испанским горным местечком в английском сериале “Приключения королевского стрелка Шарпа”.

   Грандиозная лестница, вырубленная прямо в скале пещерного Успенского монастыря, навечно вошла в фольклор экскурсоводов как Лестница Гамлета (угадайте с трех раз почему? Подсказка – Смоктуновский). А чуть выше на плато, в пещерном городе Чуфут-кале снимали когда-то логово страшного чилийского разбойника Хоакина Мурьеты. Возможно, он просто последовал примеру разбойников из русской сказки “Финист ясный сокол”. Минувшей осенью здесь снимали фильм-фэнтази “Варвар”. Итак, Турция, Испания, Дания, Чили и нечто из параллельных миров сразу рядышком. Думаете, от бедности советских киношников? Нет, — от богатства здешней природы и истории (тем более “Шарпа” снимали англичане, а “Варвара” — американцы).

Скала Ак-кая — это меловая прерия всех советских вестернов. Гордый отвесный силуэт Белой скалы не такой обглоданный, как у скал на рекламах “Мальборо”. Ну, а собственная история Белой скалы заслуживает отдельного кино: это самое насыщенное место в Европе по находкам стоянок людей каменного века. В новую историю оно вошло торжественной присягой крымской элиты на верность императрице Екатерине II.    На плато Ак-кая находятся циклопического вида “амфитеатры” белоснежного известняка, карьеры, где пилят кубики по 1.5 тонны. В глиняных карьерах можно найти ископаемые акульи зубы. Возможно, их находили персонажи фильмов “Вождь краснокожих”, “Вооружен и очень опасен”, “Всадник без головы”, “Короли и капуста”, “Лобо”, “Мираж”, “Мустанг-иноходец”, “Человек с бульвара Капуцинов”.

Перекоп. Один из немногих фильмов о войне, который я очень люблю, это “Служили два товарища” с Янковским и Быковым – они еще и братья по мании снимать. Да еще и Владимир Высоцкий! Для гражданской войны в Крыму, да и, наверное, вообще, штурм Перекопа был важнейшим и самым кровавым событием. “Адъютант его превосходительства” – все-таки не менее замечательный фильм. Мальчик Юра из него был моим ровесником, когда фильм вышел на экраны. Впрочем, и сейчас я считаю, что сыграл он здорово. Интересно, как сложилась его судьба, точнее их: актера и героя? Сценарий фильма написан по архивным документам, причем крымским автором. Хотелось бы с ним встретиться.

Кадр из кинофильма “3+2”, Новый Свет
Новый Свет. Когда в здешней Лисьей бухте снимался фильм “3+2”, у актеров- парней были специальные аусвайсы на право хождения в шортах по поселку. За такие вольности тогда, в начале 60-х, тягали в милицию. А сейчас Лисья бухта – самое знаменитое культовое место постсоветского натуризма.

Симферополь. Старый город, а вернее, дом на углу улиц Ленина и Студенческой, вернее, Лазаревской и верхней Госпитальной, вошел в историю отечественного кинематографа прекрасной экранизацией чеховского рассказа “В губернском городе С.”. Другие фильмы, зафиксировавшие “Лестницу любви” в лучшие ее времена – “Они были актерами”, “Салют, Мария!”, “Девушка из камеры № 26” (грустные какие-то фильмы). А вот и веселые — “Ох, уж, эта Настя”, “Нервы, нервы”.