Природа и география Крыма

Священая природа Крыма – очерки культово-природоохранных традиций народов Крыма.

Многое повидала и испытала крымская земля: Немало прошло по её дорогам народов, культур, религий. И все они оставляли здесь частичку своих традиций и обычаев, становившихся неотъемлемым целым общей крымской культуры. Одной из особенностей этой культуры является наличие у населявших Крымский полуостров народов природоохранных традиций, основанных на религиозно-мистическом почитании некоторых объектов природы. Что это были за традиции? Какие объекты крымской природы наделялись статусом "святости"? Сохранилось ли поклонение "священным" горам, источникам, пещерам и деревьям в наше время? Ответы на эти и другие вопросы можно найти в данном очерке.

 

Достопримечательные деревья Крыма и их охрана.

Деревья являются одним из замечательнейших творений Природы. Некоторые деревья выделяются среди своих собратьев своими размерами, возрастом, формой и тем самым представляют особый интерес для человека. Часто такие деревья становятся объектами религиозного поклонения, почитаются как свидетели важных исторических событий и известных людей, становятся объектом внимания художников, писателей, поэтов. Такие достопримечательные деревья прочно входят в культуру народа и становятся уже не только природными, но и важными историко-культурными объектами.

 

 

Фонтаны Симферополя.

Вряд ли для кого-то будет откровением, что Симферополь всегда страдал от нехватки чистой питьевой воды. Люди испокон веков стремились селиться поближе к живительной влаге – и столица скифского государства Неаполь Скифский, и резиденция калги-султана Крымского ханства Ак-мечеть, и первые строения российского Симферополя – все тяготело к источникам пресной воды, выходящим по левому борту р. Салгир из-под Петровских скал.

 

Культура водопользования народов Крыма.

Крымский полуостров недостаточно обеспечен водными ресурсами, и поэтому у всех народов, населявших этот край в разные исторические эпохи, существовало трепетное отношение к источникам пресной воды, а рациональное водопользование являлось важным элементом их общей культуры. Здесь, под палящим солнцем, понималось истинное значение каждой капли воды; даже самый незначительный ручеек или родник вводился в систему водоснабжения и орошения, трудясь на благо человека.

 

История изучения культуры водопользования Крыма.

Изучение культуры водопользования является важной задачей, стоящей перед исследователями, область научных интересов которых касается географии, истории и этнографии Крымского региона. Использование и совершенствование многовекового опыта рационального водопользования в Крыму (особенности строения гидросооружений, каптирование горных источников, бережное отношение к воде как часть народной культуры и т.д.) может в значительной степени повлиять на урегулирование проблемы водоснабжения на полуострове. У всех народов, в разные времена населявших Крымский полуостров, культура водопользования являлась важной составляющей их общей культуры и потому становилась объектом изучения не только специалистов-географов (гидрологов, гидрогеологов), но также историков, этнографов и путешественников.

 

Методика определения преобладающего среднегодового направления ветра по флагообразным кронам деревьев (на примере Чатырдага).

Постоянно дующие в одном направлении ветры могут сильно влиять на рост деревьев: под их действием кроны приобретают так называемую "флагообразную форму": в результате высыхания почек на наветренной стороне рост веток затрудняется, а подветренная сторона кроны вытягивается по направлению господствующего ветра. Такие флагообразные деревья Чарльз Дарвин называл "естественными флюгерами". Максимальная асимметрия кроны "естественных флюгеров" всегда будет указывать на преобладающее направление ветра.

 

Чатырдаг – могучий хан Яйлы.

Величественные и неповторимые по своему своеобразию Крымские горы, протянувшиеся тремя параллельными грядами от Севастополя до Феодосии на 180 км, имеют ряд отличительных особенностей, придающих им ни с чем не сравнимый колорит. Одной из таких особенностей является горный массив Чатырдаг – наиболее известная и посещаемая любителями природы гора Крыма.

 

Опасные животные Черного моря.

Черное море: Издавна тянет оно к себе людей. Ежегодно на "брега Тавриды" устремляются сотни тысяч отдыхающих и туристов, поглощенных одной лишь целью: поскорее окунуться в нежные волны приветливого Черного моря. Но, к сожалению, не все гости нашего полуострова, да и некоторые крымчане, знают, что море не всегда бывает гостеприимным и ласковым. Нередко беспечного купальщика в воде могут подстерегать неприятности, связанные не только с опасными штормовыми волнами, подводными камнями, большими глубинами, но и с некоторыми представителями морской фауны.

 

Автографы на скалах: национальная черта или вандализм?

Мы уже привыкли к тому, что наши исторические и природные объекты порой просто сверху донизу исписаны автографами современных вандалов. Пресловутые "Васи, Коли, Светы, Иры" оставили о себе нелицеприятную память практически на каждой горной вершине, на каждом старом дереве, на каждом археологическом памятнике Крыма. Если объект активно посещается людьми и есть вариант, что "горе-турист" будет кем-либо замечен, то автограф трусливо процарапывается гвоздем или ножом; на отдаленных объектах надписи оставляются при помощи молотка или краски. Причем, банки с краской порой тащат на значительную высоту (поднимитесь хотя бы на вершину Демерджи и увидите как светится она от многочисленных разноцветных надписей). Любой мало-мальски опытный турист знает, как тяжела лишняя ноша в рюкзаке, но, похоже тех, кто несет с собой лишние литр-два краски это не волнует – они же идут в горы не за тишиной и красотой, а чтобы увековечить свою скромную особу!

 

Волк в Крыму.

Впервые о волке в Крыму в своей книге "Физическое описание Таврической области по её местоположению и по всем трем царствам природы", вышедшей в свет в 1785 году, упоминает известный российский ученый К. И. Габлицль. Вслед за ним о крымском волке пишут почти все ученые и путешественники, посвятившие свои труды Таврическому полуострову, но каждый из них уделяет серому князю крымских лесов не более нескольких строк. Наиболее обстоятельно о волке сообщают А.М. Никольский и И.И. Пузанов, но и здесь ученые больше предаются описанию коварства и жестокости хитрого хищника, чем конкретным научным фактам. Так получилось, что волк исчез в Крыму раньше, чем ученые успели его изучить, и нам остались лишь краткие непроверенные сведения о повадках, характере и местах обитания некогда самого свирепого зверя крымских гор.

 

Дерево у могилы м. Волошина

Живые свидетели истории Крыма – мемориальные деревья.

Деревья являются одним из замечательнейших творений Природы. Некоторые деревья выделяются среди своих собратьев своими размерами, возрастом, формой и тем самым представляют особый интерес для человека. Часто такие деревья становятся объектами религиозного поклонения, почитаются как свидетели важных исторических событий и известных людей, становятся объектом внимания художников, писателей, поэтов. Такие достопримечательные деревья прочно входят в культуру народа и становятся уже не только природными, но и важными историко-культурными объектами.

 

 

Новые «тайны» крымских пещер.

Крымские горы являются областью развития классических карстовых процессов, с чем связано наличие в их недрах сотен пещер и гротов.  Карст – это геологический процесс и связанные с ним явления, развивающиеся  в результате взаимодействия воды с растворимой в данной обстановке горной породой. Основными породами, в которых происходят карстовые процессы,  у нас на полуострове являются известняки Главной гряды Крымских гор. Изучение карстовых полостей Крыма – гротов, пещер, колодцев, шахт началось еще с конца XVIII века. С тех пор  крымские пещеры привлекали к себе внимание сотен ученых: карстологов, спелеологов, гидрогеологов, зоологов, археологов, химиков, физиков и др., посвятивших им тысячи страниц своих печатных трудов.

 

Физико-географическая характеристика г. Бешик-тау в Крымском предгорье.

Гора Бешик-Тау расположена в 2.5 км к юго-востоку от Бахчисарая. Знание физико-географических особенностей этой горы будет очень полезно не только любителям природы Крыма, краеведам и географам, но и многим инструкторам пешеходного туризма, гидам и самодеятельным туристам, так как находится она на пересечении многих туристских маршрутов, ведущих от Бахчисарайской т/б "Привал" к "пещерным городам" и Главной гряде Крымских гор. Бешик-Тау является первой горой, которую встречают на своем пути идущие туда туристы, и именно с нее они начинают знакомство с природой Предгорья.

 

Галерея

Родник Юсуф-чокрак под г. Бешик-тау.

Многим жителям Бахчисарая хорошо известна г. Бешик-тау – приметная залесенная вершина, расположенная к северо-востоку от т/б "Привал". У подножья юго-западного склона этой горы, вытекает родник, по данным местных жителей и краеведов, носящий имя Юсуп-чокрак. Источник этот находится на развилке дорог, ведущих к Чуфут-Кале, Тепе-Кермену и Кыз-Кермену и обладает интересной особенностью, отличающей его от остальных родников. Дело в том, что источник Юсуп-Чокрак является, в своем роде, единственным в Предгорном Крыму памятником гидротехнического зодчества крымско-татарской культуры.

 

Народные традиции и охрана природы Крыма. Реальность или утопия?

В настоящее время во многих регионах СНГ, в том числе и в Крыму, государственная охрана природы чисто номинальная и, соответственно, мало эффективная. Природа на самом деле на полуострове никем не охраняется. Государственные природоохранные структуры часто занимаются заработком денег, общественные организации – показательной уборкой мусора, Партия Зеленых – и тем, и другим, ученые выискивают новые виды растений и животных, пускаются в пространные теоретические рассуждения о проблемах биоразнообразия и рациональном природопользовании.

 

Несколько мыслей о проблемах становления и развития
религиозной природоохраны в Украине.

В настоящее время в мировом экологическом движении сложилась ситуация, в которой уже просто невозможно не замечать важную роль культово-религиозных народных традиций в деле природоохраны. В последнее время среди отечественных деятелей природоохранного движения также начали разрабатываться вопросы охраны природных территорий с этических, эстетических, религиозных, культурологических и идеалистических позиций, введено понятие о религии природоохраны, о природных заповедных святынях и т.д.

 

 

Краткий отчет о снегосъемочных работах на Долгоруковской яйле.

В Горном Крыму снежный покров играет огромную роль в формировании подземного и поверхностного стока территории. За холодный период, который длится здесь с ноября по март включительно, на Крымском нагорье выпадает до 55% годовой суммы осадков. Твердые осадки, а сюда кроме снега необходимо прибавить и так называемые гидрометеоры (изморозь, наморозь, иней и др.), которые могут увеличивать годовые суммы осадков до 250 мм , почти полностью расходуются на питание карстовых вод и являются основным фактором формирования главного крымского богатства – чистой питьевой воды.

 

 

Российский вариант информационного образа Крыма.

В настоящее время основным фактором, формирующим территориальные (географические) знания населения мира являются средства массовой информации. Информация, получаемая через СМИ отличается значительной мобильностью, доступностью, преимуществом перед классическими источниками знания.
Так как все события, передаваемые через СМИ, происходят в пределах географической среды, то вместе с основным знанием до потребителя доходят и знания о географическом пространстве, на котором происходит то или иное событие – при этом формируется геополитический имидж региона, то есть реальность, определяющая степень устойчивости региона к различным вариантам экспансионного воздействия. Формирование геополитического имиджа региона зависит от частоты публикаций о регионе и от тематической структуры этих публикаций. В свою очередь частота публикаций о регионе зависит от близости источника информации к её потребителю и от силы информационного сигнала, то есть от значимости происходящих в регионе событий для потребителя информации. 

 

Ментальная карта Крыма

Ментальные карты административного устройства Украины и Крыма.

У каждого человека в зависимости от его местопроживания, возраста, уровня образования, социального статуса и особенностей профессии формируются свои собственные мысленные географические представления, которые наиболее наглядно демонстрируются при помощи так называемых ментальных или мысленных карт. Ментальная карта – это картографическое отображение усредненных пространственных знаний и представлений группы людей, объединенных общим местом проживания, об окружающей их географической среде. Таким образом, посредством ментальных карт можно картографировать субъективные восприятия географических реалий, что весьма важно для такой, ещё довольно молодой, науки, как поведенческая география, которая возникла на стыке географии и психологии и все интенсивнее завоевывает свои позиции в общей системе наук.

 

Православие и природа Крыма.

Вера русского человека коренным образом отличается от веры других христианских народов. Языческие корни славянских племен очень прочно вошли в православные традиции русского народа. Как бы не верил в единого Бога наш человек, но так же верит он зачастую и в силу духов природы: леших, водяных, домовых и других. Я знаю многих крымчан, которые считая себя православными верующими людьми находясь в горах часто обращаются к духам Земли. Уважающий себя спелеолог, прежде чем войти в пещеру, всегда попросит разрешения у «Хозяина пещеры», сбившийся с тропы турист – обратится за помощью к Хозяину леса – лесовику. А как мы восхищаемся древними деревьями и, обнимая их ствол руками, просим «подпитать нас энергией»! Это ли не язычество? А вполне языческий ежедневный обряд купания в водопадах у Красной пещеры сотен крымчан?

 

Александр Васильевич Пенюгалов (1887-1950)

Научное наследие крымского климатолога А.В. Пенюгалова.

Изучением особенностей природы Крымского полуострова в разное время занимались многие ученые, каждый из которых внес свой, более или менее значительный, вклад в формирование знаний о Крыме. Часть из них мы помним, ссылаемся на их труды, читаем их книги. А о других, добившихся не меньших результатов в научных исследованиях, не знаем практически ничего, порой даже самого факта их существования. К одним из таких, незаслуженно забытых крымских ученых-естествоиспытателей относится гидролог и климатолог Александр Васильевич Пенюгалов (1887-1950).