За спиной Медведь-горы.

О Медведь-горе – легендарном Аю-Даге знает почти каждый крымчанин и гость полуострова. Но практически никто из туристов, проезжающих по южнобережной трассе мимо «мишки» не обращает внимания на раскинутые у его спины села. Лишь мелькают названия на указателях – Запрудное, Лавровое, Краснокаменка. Тем не менее, есть у этих сел своя интересная история и колорит, достойные отдельного путешествия по их горным улочкам.

Дегерменкой


Село Запрудное (Дегерменкой)Село Запрудное почти не видно с трассы – оно раскинулось по холмам у подножия Бабуган-яйлы. Старое греческое название села – Милохория (встречается искаженное название Миляри), а татарское — Дегерменкой. Все эти слова означают одно – «деревня с мельницей». И действительно, в свое время в окрестностях села на реке работали две мельницы и даже малая ГЭС.  Село обширное и состояло из нескольких отдельных небольших кварталов, каждый из которых располагался на склоне одного из холмов. Татарский Дегерменкой был растянут на три километра и состоял из участков: Муртаза-Мейли, Орта-Мейли, Кишме-Мейли, Улгары-Мейли, Бахиалар-Мейли. Некогда греческая деревня Миляри после депортации христиан в 1778 году (в приазовские степи было выведено 58 человек), быстро поменяла свой уклад жизни на восточный. В 1935 году о ней писали, что деревня «лучше других сохранила старинные национальные черты, дома, мечети, кладбища».  В советское время здесь был совхоз «Смычка» (30-е гг.), табачный совхоз имени Кирова (50-е гг.) и отделение винсовхоза «Таврида».

 

Каждая из частей села имела свой источник воды, оборудованный в каптаж. До сих пор в селе сохранился один из наиболее искусных и хорошо сохранившихся в Крыму родников-чешме.  Недалеко от центральной площади села, на улице Фонтанной, находится каптаж источника в форме прямоугольной стелы из плит песчаника. Каптаж имеет богатое архитектурное обрамление: в верхней части вделаны две плиты из белого мрамора с надписью арабской вязью: «Хан Фараж Ольнеш Бек и Хан Князь Хасан Афанди 1299 10 февраля». 1299  год Хиджры означает 1882 год христианского летоисчисления – время, когда был благоустроен фонтан. В верхнем левом углу фонтана надпись «1889», означающая еще год его очередной реконструкции. Сразу под мраморными плитами выведена в песчаниковой плите  более старая выпуклая надпись арабской вязью, где читается «Полководец Хусейн 1267», что на христианское летоисчисление рассчитывается как 1851 год. В настоящее время надпись почти на половину разрушена. С двух сторон от надписи – выпуклые орнаменты в форме восьмилучевых цветов, вписанных в элипсовидную окружность. Под песчаниковой надписью выпуклый рисунок: чаша с двумя виноградными кистями.

 

Дом домовых, Запрудное, Крым

В Запрудном находится уникальный музей, единственный в Украине, а возможно, и в мире  –  «Дом домовых».  «Дом домовых» является одним из проектов творческой мастерской «Poleno» художников супругов  Николая и Натальи Никаноровых. В обычном деревенском доме расположена мастерская и выставка-продажа  деревянных авторских работ, изображающих домовых. Фигурки домовых мастеров Никаноровых пользуются большой популярностью и стоят недешево. Но это и понятно – в каждого домового вложена «мыслеформа» и часть души авторов.

 

 

Запрудное славится как одно из самых лучших мест для произрастания знаменитого сладкого «ялтинского лука». Чтобы подчеркнуть подлинность лука, продавцы часто так и пишут «лук из Запрудного». Ялтинский лук отличается от других тем, что он плоский, очень сочный и с необыкновенно толстыми слоями фиолетового цвета. Он очень сладкий и его можно есть без соли и вымачивания, используя как ингредиенты салатов или закуску. Ялтинский лук – один из самых популярных и покупаемых крымских сувениров. Чтобы купить самый настоящий и вкусный ялтинский лук, лучше свернуть с трассы в село Запрудное и попросить лук у местных жителей – благо большинство населения его выращивает для продажи круглый курортный сезон.

 

 

 

Куркулет
ЛавровоеУ северного склона Аю-Дага расположено небольшое село Лавровое. Поворот на Лавровое большинство проезжающих по трассе даже не замечают. Пожалуй, это самый «забываемый и забытый» проезжающими населенный пункт  трассы Симферополь-Ялта. Тем не менее, об этом селе можно сказать несколько интересных слов.  Старое тюркское название села – Куркулет, в 1945 году было переименовано в  Подгорное, а позже село получило новое имя – Лавровое. Название селу дала, возвышающаяся над ним небольшая  гора Куркулет или Мале-хая (312 метров над у.м.). Археологическими разведками установлено, что на территории современного села в средние века находился христианский храм и рядом с ним некрополь, а в непосредственной близости на хребте Таката-Хыр  обнаружены «таврские ящики» — захоронения тавров. О деревне в XIX веке упоминает Петр Паллас: «Из обширной Юрзуфской долины, минуя Куркулет, достигают деревни Партенит». По переписи 1889 года в деревне было 52 двора и проживало 279 человек, а по переписи 1926 года в Куркулете было уже 460 жителей, из которых 98% — татары, которые работали в колхозе «имени 16 партсъезда». О селении  писали, что оно «неблагоустроенно и имеет типичный вид старых татарских селений». В селе и сейчас можно увидеть несколько добротных старинных каменных домов и каптированный источник–чешме. Жители села последние пару сотен лет занимались исключительно обслуживанием близлежащих виноградников и табачных плантаций. Сейчас дома и участки в селе Лавровое активно продается под дачи и коттеджи – отсюда красивый вид на горы и море, и земля дешевле, чем на самом побережье.

 

Кизил-таш
Краснокаменка, Кизил-ташЗа спуском с небольшого Куркулетского перевала в Гурзуыскую долину, взгляд путника моментально приковывает отдельно стоящая справа красновато-серая скала, вокруг которой разбросаны домики села Краснокаменка. Название этой скалы-отторженца  Гелин-кая, хотя чаще ее называют Кизил-таш (Красный камень). В действительности, скала Кизил-таш, давшее название селу и окрестностям,  сейчас не существует – она была уничтожена карьером уже в наше время, а ее название перекочевало на Гелин-кая. Гелин-кая – гигантский блок мраморовидного коричнево-красного известняка высотой 72 м, площадью — 125 м2, с 1969 года объявлена памятником природы.
Название коричневатой, с сизыми потеками по сторонам, скалы Гелин-кая имеет несколько интерпретаций. Местное население переводит ее как «скала невесты», краевед Александр Львович Бертье-Делагард связывал словом «гелоос» — смех, а археолог Лев Фирсов от слова «эллинос» — эллинская, греческая скала. Один вариант легенды говорит о красивой девушке, ехавшей на коне на свидание к своему любимому. Коварная мать жениха была злой колдуньей. Чтобы помешать встрече, она заколдовала невесту, превратив ее вместе с конем в громадную скалу.  Василий Кондараки трактует немного другой вариант происхождения названия скалы:  «Татары, поселившись бесспорно на месте первобытных обитателей этой местности, прозвали его Гелин-кая, т е. камнем невесты, уверяя, что в него превратилась невеста, ехавшая верхом и заклявшая себя обратиться в скалу за сделанную во всеуслышание неловкость». Что это была за неловкость — можно только догадываться… Дюбуа де Монпере приводит так же несколько вариантов легенды о скале: «Кизилташские татары рассказывают, что одна молодая девушка, спасаясь от преследователя, искала спасения на этой скале; видя, что скрыться не удастся, она бросилась вниз со скалы. Падение ее было столь удачным, что она оказалась у подножия невредимой. Тогдашние жители селения в благодарность посвятили это место Богу и построили здесь монастырь. Другие рассказчики легенд изменяют что-нибудь в рассказе, но речь всегда идет о деве. Но она не убегает, не бросается со скалы, напротив, она обитает на вершине скалы и каждый год в канун св. Иоанна, она является прохожим, угощает их, с нетерпением ожидая избранника, возлюбленного, с которым разделит хранимые ею сокровища».
Идеальное расположение скалы, главенствующее над окрестностями, не могло быть не использовано человеком в своих целях. В XIII — XIV века на вершине скалы находилось небольшое укрепление. Попасть на вершину Красного камня можно только с северной стороны, пройдя по крутой тропе, представлявшей в древности узкую дорогу с крепидами. На небольшой уютной полянке (хорошее место для ночлега с палаткой) тропа заканчивается и чтоб попасть на  вершину Гелин-кая необходимо воспользоваться приемами скалолазания. По данным археолога Валерия Мыца, южный участок скалы был отделен каменной стеной протяженностью около 30 м. Напротив входа находятся руины прямоугольной башни, занимавшей господствующее положение над северной площадкой и всем укреплением. На южной части скалы, защищенной крепостной стеной, хорошо  видны следы стен и построек, в том числе и небольшой церкви. На месте церкви сейчас стоит металлический крест.
Еще в средние века под скалой Гелин-кая находилась деревенька, снабжавшая воинов крепости продовольствием. В вихре исторических катаклизмов крепость разрушилась, но на прижитом месте остались жить люди. Греческое название деревни до наших времен не сохранилось, а татарское название копировало название скалы — Кизил-таш. В 1778 году из деревни Кизилташ были выведены 187 греков. В Приазовье они объединились с выходцами из Гурзуфа (83 человека) и основали деревню Урзуф, которая существует в Запорожской области и поныне. В опустевшей греческой деревне остались жить только мусульмане-татары. Петр Паллас, проезжавший здесь через 5 лет после выселения греков, отозвался о ней как о деревне «с прекрасными садами», а Монпере в 1833 году написал, что это «одно из прекрасных селений побережья, скрытое ореховыми деревьями и высокими тополями». Еще и сейчас в селе можно заметить дома типичной старой южнобережной архитектуры – с плоскими крышами, стенами, сложенными из крупных блоков местного серого известняка, верандами-мансардами. При въезде в село любопытствующий взгляд заметит небольшую кипарисовую аллею и некогда богатый добротный двухэтажный дом. Местные жители  вспоминают, что здесь до Советской власти  была помещичья усадьба, а позже  контора совхоза.
Рядом с Краснокаменкой есть два живописных водохранилища – Мугольми и ниже озеро Абухи, вырытое в 1888-1890 годах. На озере Абухи в 2006 году проходили съемки, полюбившегося многим фильма — русской комедии «Дикари», современной интерпретации советского фильма «Три плюс два». Так же через Краснокаменку походит главная туристическая тропа на Роман-Кош — высочайшую горную вершину Крымских гор.

Иван Коваленко

Географ, член ФИЖЕТ