Cимферопольцы скоро будут со щитом (о гербе Симферополя)

Алексей Васильев, "Крымское время"

Чего нехватает симферопольцам для полного счастья? Достойной зарплаты? Доступных цен? Приличного жилища? Чистых улиц и ровных дорог?
Нет, это все второстепенное, меркантильное. Симферопольцам не хватает гордости.
И прежде всего гордости за свой неумытый город. А какая может быть гордость без символов онной, без флага, герба и барабанной дроби?


Новые симферопольские власти немедленно решили исправить этот недочет и кардинальным образом решить самый насущный вопрос волнующий
горожан — доколе без герба и флага прозябать будем?
Государственные мужи посовещались, и, наконец, председатель комиссии городского совета по разработке символики территориальной общины Симферополя, профессиональный гинеколог, бывший вице-мэр Петр Баскаков, представил на суд общественности проекты герба и флага.

ИСТОРИЧЕСКИЙ ГЕРБ
К слову, некоторые представители общественности, да и сами члены комиссии толком не знали зачем Симферополю герб. Вернее — очередной,
новый, герб.
Ведь стольный крымский град, в отличие к примеру, от Щелкино имеет куда как давнюю историю и, кстати, свой исконный герб высочайше
утвержденный в 1844 году .
Исторический герб благополучно просуществовал , вплоть до 1920 года. "Под гербом" этим жили наши деды и прадеды. Расширяли и украшали
город, проводили электричество, устраивали водопровод, пускали трамвай, встречали первый
поезд на первом вокзале, открывали гимназии и крымскотатарские школы — мектебы, гостиницы, банки, театры и синематограф.Тянулись к небу
православные храмы, мечети, синагоги. Под этим гербом наши предки защищали родную землю в годы Крымской и Гражданских войн.
Исторический герб был лаконичен, прост и понятен. В верхнем, голубом поле сиял золотой православный крест — символ веры христианской
пришедший на Русь со
святой земли Тавриды. На нижнем, золотом поле герба высился Чатырдаг — высочайшая из крымских гор, вершины которой видны из любого уголка
Симферополя. Горная вершина символизировал а также высоту и чистоту помыслов
горожан.

ЛИДЕР НОВОДЕЛОВ
Новый предлагаемый герб, должен выглядеть совсем иначе. Пока лидирует следующий вариант: в верхнем, лазоревом (синем) поле щита
расположена золотая летящая пчела. В нижнем, червленом (красном) поле находится золотая
античная чаша. Поля отделяет серебряная волнистая полоса символизирующая главную водную артерию Крыма — реку Салгир. Щит увенчан
золотой башенной пятизубчатой короной и окружен полувенком из дубовых ветвей обвитых лентой
ордена Трудового Красного Знамени с девизной надписью «Город пользы».
Эклектичная красота данного творения весьма сомнительна, но дело тут, вовсе не в красоте. Создание гербов и флагов — не оформление
детского садика, оно должно соответствовать законам геральдики — науки с довольно жесткими канонами, где красивость находится не на
первом месте.

ЖАЛО ВМЕСТО КРЕСТА?
Расмотрим проект новодела. Пчела на верхнем поле. Это насекомое уже гостило на гербе города. Участие в проекте самого первого герба
принял сам генерал-губернатор Новоросии Григорий Потемкин. Он , осмысливая название
Симферополя предложил : "Сие название значит город пользы, а потому — герб — улей с пчелами, имеющий вверху надпись "Полезное".
Однако метафорическое изображение пчелы не прижилось в Симферополе, в городе, далеко не центре пчеловодства. Кстати, пчела на
отечественных гербах не
редкость. Откроем сборник "Гербы городов, губерний, обастей и посадов Российской империи" . Из него видно, что пчелы изображались
преимущественно на гербах медоносных краев — в Нахичевани -на -Дону, в Климовиче,Сосницах, Медыни, Новом Месте, городе Осы и на гербе
Тамбовской губернии. Например на голубом щите Медыне собралось аж шестнадцать пчел. Объяснялось это "как
обильство онных, в окружностях сего города". На щите города Нахичевань -на -Дону изображено то, что хотел видеть Потемкин — пчелы и
улей. Однако означало это не "город пользы", а …"водворение в том краю нового
армянского народа".
Вообщем, от невнятного изображения пчелы на гербе Симферополя решено было отказаться и при Николае I на нем появился символ спасения и
воскресения —
православный крест.
Пчела, прилетала на герб Симферополя в новые, богоборческие времена. Роились они вокруг кружочка с датой основания города. Фон этого
щита соответствовал цветам флага Советской Украины — сине-красный. Кстати о фоне. По иронии цвет исторического герба с крестом и горой
размещался на голубом и золотом фоне, говоря по другому — жовто-блакитном.

ЧАША ДЛЯ ВИНА ЗАБВЕНИЯ
На нижнем поле новоявленного герба предлагается поместить скифскую чашу типа килик, мол чаша в сочетании с пчелой — символ
собирательства. Однако из подобных чаш в свое время вовсе не мед пили.
Но истинное значение чаши, в данном случае, вероятно в другом. Как и пчела, это, на первый взгляд нейтральный символ. Не то, что крест.
Не дай Бог, увидит крест на гербе русского города нехристианин — и оскорбится. Отцы, деды, прадеды мусульман и иудеев жили под крестом и
короной и здравствовали, а вот их дети, почему-то не могут. Но вернемся к чаше. Ее сторонники считают, что на новом гербе она
исторически обоснована. Мол, Симферополь "начал быть" не по указу ненавистных русских царей, а еще с далеких демократических скифов, без
национальности, без партийной принадлежности, без христианского крещения. Увы, такие историки забывают, что при скифах Симферополя не
было, и до офицального указа Екатерины татарская деревушка на его месте и мелкие поселения других народностей были лишь средневековыми
атавизмами. А Симферополь стал Симферополем именно благодаря монаршьей воле.
Если же, следовать логике скифофилов, можно доказать, что еще ранее в Симферополе жили неандертальцы (головной "офис" в Чокурче). В
таком случае разумней на гербе изобразить силуэт убиенного пещерными людьми мамонта. Если конечно защитники животных -"зеленые" не станут
возражать…
Есть еще одно, менее лирическое, сомнение насчет чаши. В исследовании известного историка энциклопедиста Василия Похлебкина
"Международная символика и эмблематика" можно прочесть о том, что чаша в русской геральдике имела значение сосуда для жертвоприношения
"символизировала жертвенник или гроб". В связи с этим "изображение чаши постепенно стало обычным в разного рода надгробьях…".

…И ФЛАГ ВАМ В РУКИ!
Кстати, зеленые дубовые листья, которыми хотят обрамить новый герб также означают прежде всего "массовый героизм", память о
торжественных, но часто трагических событиях. Что ж, такая гирлянда с в сочетании с чашей весьма уместна. К слову, обычно на гербах
изображают дубовые листья не зеленые, а золотые.
Не стану придираться к венчающей щит пятизубчатой башенной короне. Хотя на гербах губернских городов корона обычно была трехзубчатая.
Смущает другое — девизная лента и, собственно девиз "Город пользы" — как перевод на русский греческого названия . Девиз весьма уместный
двести лет назад и звучащего, немного странно сейчас. Город пользы? Для кого? Для казнокрадов? Для захватчиков государственной земли?
Может вообще не стоит выносить двусмысленный девиз на показ? В размышлении о гербе мы едва не забыли про флаг. Ну, тут замечаний почти
нет. Флаг как флаг, напоминает по расположению элементов (треугольника на фоне полос) флаг "банановой" республики — Багамских островов
или Экваториальной Гвинеи. Проект флага Симферополя представляет собой копию флага АРК, на котором со стороны древка,размещен желтый
равнобедренный треугольник.
Однако желтый треугольник — уже плагиат. Его автором был немецкий комендант польского города Влоцлавека, оберфюрер СС Кремер,
приказавший в 1939 г. всем евреям города носить на спине желтый треугольник. Вслед за Кремером этот знак ввели и в других районах на
оккупированных территориях в Восточной Европе. Желтый треугольник на крымском флаге — быть может символ несостаявшейся в Крыму Еврейской
АССР, как это задумывалось в сталинские времена? Тогда больше вопросов нет.
…Новый герб должен появиться со дня на день. Но появления нового символа города поможет ли горожанам относиться к своей столице с еще
большим уважением?
Почему отцы города бояться возрадить старый, исторический герб с крестом и Чатырдагом? Его возраждение обязывает к наследованию и
приумножению славы предков. Похоже, что нынешние чиновники к этому не готовы. Особенно к приумножению. Вот и выдумывают новодел, чтобы
спрятаться за расписным щитом от более важных и насущных проблем.

  

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *