Севастополь

Перспективы севастопольского туризма: миф или реальность?

Осенью минувшего года директор фирмы «Ласпи», депутат Севастопольского городского Совета Елена Баженова опубликовала в газете «Терра Таврика» статью «О некоторых аспектах туристической стратегии Севастополя и Крыма».

«Я родилась, живу и работаю в Севастополе, поэтому динамичное развитие моего города и Крыма в целом является для меня вопросом принципиальной значимости. Общественный настрой на развитие туризма можно только приветствовать. Но, как профессионал туристического бизнеса, должна отметить, что на самом деле существует ряд системных проблем, которые могут свести на нет даже самые радужные перспективы.

Занимаясь инфраструктурой территории, без которой, естественно, не может быть и речи о качестве туристических услуг, необходимо одновременно начинать глубокую проработку содержательной стороны нового туристического облика Крыма. Сейчас пришло время заняться серьезными исследованиями, чтобы не угадывать, а точно рассчитать: каким будет мировой туризм в 2010 – 2015 годах, каков будет имидж нашего полуострова и какое место он займет на туристическом рынке», — отмечала Елена Николаевна.

Севастополь. Курортный комплекс Аквамарин
Севастополь. Курортный комплекс Аквамарин

17 февраля по инициативе депутатов Севастопольского городского совета обсудить эту проблему собрались более 40 человек, представляющих все аспекты туристической индустрии города. Встреча «за круглым столом» носила символическое название: «Перспективы севастопольского туризма: миф или реальность?».

О значимости данной проблемы для города говорит состав участников «круглого стола». Так, в его работе приняли участие председатель Севастопольского городского Совета Валерий Саратов, заместитель председателя Севастопольской городской госадминистрации Ольга Ковитиди, министр курортов и туризма Крыма Владимир Савельев.

Открывая дискуссию, Елена Баженова озвучила любопытный факт. Турпоток в Крыму распределяется следующим образом: 55% туристов отбирает Южный берег, 25% отправляются в западный Крым, 15% — в восточный. На долю Севастополя приходится всего 5% туристического потока.

Факт, что и говорить, обескураживающий. Ведь в Севастополе есть всё необходимое для приема туристов: климат, море, пляжи, достопримечательности… Что же мешает городу стать центром туризма?

Город одного дня?

Наблюдения оказывают, что турист сюда едет в основном на экскурсии. «Не нужно быть большим экономистом, чтобы сказать – на сегодняшний день огромный однодневный экскурсионный поток к объектам показа Севастополя, по большому счету, городу не особенно выгоден.

Севастополь. Памятник затопленным кораблям
Севастополь. Памятник затопленным кораблям

При всем имеющемся потенциале Севастополя, необходимо честно осознать, что сегодня туристическая функция города – это в большой степени всего лишь историческая декорация. И сотни тысяч людей приезжают в город всего на несколько часов.

Профессионалы туристического бизнеса прекрасно понимают, что на одной (или преимущественно) на «экскурсионке» бизнес не построить. По крайней мере, его доходность несравнима», — отметила Е. Баженова. – «Конвертировать рост туристического потока в рост доходов бюджета принимающих регионов оказывается очень непростой задачей. Часто получается наоборот – рост бюджетных доходов и благосостояния местного населения незначителен, а нагрузка на коммунальную инфраструктуру (дороги, вода, тепло, медицина…) и окружающую среду и объекты показа – многократно возрастают».

Министр курортов и туризма Крыма Владимир Савельев был весьма скептичен по поводу кратковременности пребывания туристов в городе. Он обратил внимание присутствующих на гигантское количество частных пансионатов, в которых размещаются туристы. Владимир Анатольевич отметил и другой, уникальный факт: наиболее мощные крымские туроператорские компании находятся в Севастополе. В то же время, в структуре их продаж местные базы размещения занимают не более пресловутых 5 %.

Город, достойный посещения?

Город должен быть привлекательным для туристов. В этом мнении были едины все выступающие.

«Вопрос позиционирования города является принципиально важным в формировании его туристической стратегии, — подчеркнул директор туристической фирмы «Селект Блек Си». — Бренд Севастополя должен фигурировать на международном туристическом рынке. Этот бренд должен быть привлекательным».

«Последние годы в город начали заходить круизные суда, — рассказала директор туристической фирмы «Рамуд-Севастополь-Тур» Светлана Очкуренко. – Для того чтобы прием иностранных туристов проходил на высоком уровне, наша компания организовала курсы гидов-переводчиков. Эти люди востребованы, их профессионализм признан. Об этом говорит, в частности, тот факт, что администрация Национального музея-заповедника «Херсонес Таврический» разрешила проводить им экскурсии на своих объектах».

Музей Черноморского флота в Севастополе
Музей Черноморского флота в Севастополе

Директор гостиницы «Украина» Светлана Антоненко затронула актуальный вопрос подготовки кадров для гостиничного хозяйства. В Севастополе, ввиду его прежней закрытости, система профессиональной учебы пока только складывается. Так, в гостинице «Украина» работает бесплатная школа профессионального мастерства, куда Светлана Александровна пригласила всех желающих.

Музеи готовы активно участвовать в формировании туристической стратегии города. Заместитель директора Музея героической обороны и освобождения Севастополя Светлана Костюченко сообщила, что в планах музея – создание новых экспозиций, отвечающих духу времени, в первую очередь, на мемориалах на мысе Хрустальном и 35-й батарее. Пришло время заняться созданием музея истории Балаклавы, литературного музея, музея Ивана Папанина. О необходимости развивать элитный, научный туризм говорила заместитель директора музея-заповедника «Херсонес Таврический» Тамара Плаван.

«Однако любые инициативы должны развиваться только вместе с инфраструктурой города, — подчеркнул владелец ресторанной сети Вадим Гакало. — Своевременная уборка мусора, отремонтированные фасады, хорошее освещение, наличие чистых туалетов, — без этих компонентов говорить о развитии Севастополя как туристического центра бессмысленно».

К прошлому возврата больше нет?

Ключевым стало выступление Андрея Клименко, руководителя Таврического института регионального развития. В свойственной ему афористичной манере «мыследействия» Андрей Васильевич озвучил главную проблему: в первую очередь, необходимо изменить «оборонное сознание» города.

Музей-заповедник Херсонес Таврический
Музей-заповедник Херсонес Таврический

По наблюдениям Клименко, впечатление о Севастополе в массовом сознании формируют сто человек, которые «не едят, не пьют, не спят, не работают, а только ходят с флагами и все время куда-то отделяются». Таким образом, Севастополь получает имидж нестабильного региона, что губительно для туризма.

Севастополь вряд ли снова станет военным или промышленным центром. Нынешняя политическая и экономическая ситуация диктуют необходимость перепозиционирования Севастополя как центра туризма. Однако формирование властными структурами целевых программ и поиск источников их финансирования возможны только после того, как мысль о том, что туризм – это лучше, чем военно-морская база, окончательно укоренится в сознании людей.

Очевидно, пришла необходимость провести ряд социологических опросов, которые позволят выяснить готовность населения к изменению имиджа города.

О необходимости изменения ментальности – и в первую очередь, депутатского корпуса, — говорил директор туроператорской фирмы «Кандагар» Борис Зелинский. Город откровенно запущен и проигрывает по всем статьям, к примеру, Феодосии и Евпатории.

Балаклава
Балаклава

Пожалуй, только Балаклава может похвалиться своим курортным убранством. Его существенно дополнил директор туроператорской фирмы «Тур-Этно» Андрей Пылов:

«Севастополь никогда не был туристическим центром и ему только предстоит им стать. Для этого необходима государственная задача с осознаваемым государственным управлением, — так, как это происходит в России, где на развитие черноморских курортов выделяются очень большие суммы».

Подводя итоги дискуссии, заместитель председателя Севастопольской городской госадминистрации Ольга Ковитиди сообщила, что власть предпринимает определенные усилия в обсуждаемом направлении. Так, принята региональная программа развития туризма в Севастополе до 2010 года.

Глава Севастопольской городской государственной администрации Сергей Куницын дал поручение создать рабочую группу по подготовке проекта правительственного решения о предоставлении Севастополю статуса города-курорта.

Севастополь на карте Крыма

Нажми, чтобы добавить комментарий