Какие фильмы смотрели крымчане 30 лет назад.


Какие фильмы смотрели крымчане 30 лет назад.

 

Мы продолжаем наш рассказ о том, что смотрели наши бабушки, дедушки, родители, да и мы с вами, много лет назад. В своих кинопутешествиях мы не проводим анализ фильмов —  а  возвращаемся в прошлое, как на сеанс повторного фильма.  Сегодня держим путь  в семидесятые годы.

    

Шестидесятые подходили в концу, но Золотой век отечественного кино продолжался. Чтобы долго не бродить  по семидесятым, выберем, для ровного счета  1976 год.

Чем жила страна в том забытом году? Тридцать лет назад граждане страны советов меняли старые темно-зеленые паспорта на новые, бессрочные, красные. В этих документах предполагалось вклейка трех фотографий  – в 16, 25, 45 лет… Увы, так никому и не довелось собрать всю фотоколлекцию «три в одном». Страны не стало. Но тогда,  тридцать лет назад, Советский союз жил рекордами на фронтах  социализма и надеждой на  коммунистическое послезавтра. А проходивший XXV cьезд КПСС все больше обнадеживал тем, что до заветного конца – рукой подать. И народ, не покладая рук приближал свою так и не сбывшуюся сказку.

Семьдесят шестой ознаменован победами на  стезе машиностроения: сошла с конвейера вазовская шестерка, выкатился на свет Божий  первый КАМаЗ. Воодушевляли и олимпийские победы. На летней олимпиаде в Монреале мы болели за Валерия  Борзова, а на зимней в Инсбурке за Раису Сметанину. Золотые награды в те времена получали не только спорсмены. Главный орденоносец страны, в честь своего семидесятилетия удостоился  маршальской звезды и золотого оружия (видимо запас геройских звезд был исчерпан).

 …  А за рубежом агонизировал мир капитала. Из застенков был вырван Луис Карвалан, побиты горшки с Анваром Садатом,  отправлен  в последний путь бессмертный Мао.

Жизнь семидесятых порой походила на карикатуру Кукрыниксов из «Крокодила». И смешно, и остро, да как-то не по-настоящему. А хотелось настоящей жизни, любви, положительных эмоций – и не завтра, а уже сейчас. Эти желания реализовывались в кино: «в темном зале, на белой простыни полтора часа удовольствия»…

В семидесятые число кинотеатров в столице Крымской области стабилизировалось. В городе исправно работало одиннадцать кинотеатров. Плюс зал ДКЖ, и летом —  «Ракета» — при «Симферополе». По прежнему гордостью симферопольцев, да  и крымчан,  оставался широкоформатный кинотеатр  «Мир». На особо «забойные» фильмы, как правило зарубежные, выстраивалась длинная очередь — сегодня такую увидишь разве что во время халявных акций мобильных операторов. Ныне на  месте разрушенного «Мира» очередной долгострой.

С «Миром» соперничал «Космос» ( который, к счастью обретает ныне новую жизнь, почти в прежнем качестве) —  однако из-за некоторой  удаленности от центра, зрительный поток оседал в кинотеатрах центра города.

 В тройку самых  солидных  и дорогостоящих (вечерний билет стоил аж семьдесят копеек!) храмов киноискусства входил старейший  крымский кинотеатр им. Шевченко. Пальму первенства, оснащенный новейшей звуковой системой, он держит до сих пор.

«Симферополь», «Спартак» и «Алые паруса» были наиболее народными, что ли. Последний, к тому же специализировался на детских фильмах. После того, как «Алые паруса»  были сокрушены  ножом бульдозера, детское кино пытается достучаться в двери  «Спартака».

 «Симферополь» же превратился в «Дом кино». Но у крымской публики он больше известен, как место проведения  галантерейных ярмарок…

На некотором удаленности от центра крутили фильмы «Родина», «Звезда», «Маяк», «Спутник» и «Дружба». До наших дней из кинотеатров периферии дожила только «Звезда».


Тридцать лет назад на экраны страны  вышла индийская мелодрама «Зита и Гита». По своему «эмоциональному заряду» она  затмила славу «Бродяги» —  индийского блокбастера, которым восхищались наши бабушки.  Все эти картины, и, разумеется  нашумевший «Танцор диско», не миновали экрана  «Звезды», за которым издавна закрепилась репутация «индийского» кинотеатра. Примечательный факт: тридцать лет назад в Советском Союзе снималось в год около ста пятидесяти фильмов, а в малоимущей Индии – до девятисот. Больше чем в Голливуде. Рекорд  был поставлен не от хорошей жизни: не каждый индус наедался до сыта, но  кино, было сном, в котором любой бедняк просыпался махараджей в объятиях  крутобедрой, сладкоголосой  певуньи…

Все реже, но появлялись на большом экране отечественные  «киншедевры», вроде  «Вкуса хлеба»(1979). Эта  кондовая сага о покорителях целины  состояла  из четырех фильмов: «Хлеб наш насущный», «Хлеб и земля», «Хлеб и люди», «Хлеб отечества». Режиссера Алексея Сахарова на этот труд, без сомнения, вдохновила книга Леонида Ильича Брежнева «Целина». Но зрителям от этого легче на стало. В Симферополе картина шла  на широкоформатном  экране кинотеатра «Мир». Помню, как нас, школьников, в добровольно-принудительном порядке конвоировали  на  просмотр. В зале было шумно и весело.  Правда, мало что я запомнил я их хитросплетения судеб главных героев ленты  директора совхоза, партийного работника  и ученого-агронома.

 К слову и взрослые восприняли эту топорную агитку не без юмора. В народе шутили,  что в Москве приступили к съемке продолжения картины  – «Запах мяса». Это был горький юмор, ведь в те советские времена с хлебом было еще более-менее, а с мясом для народа – только синие куры и говяжьи кости на прилавках. Для партийной, коммунистической элиты были особые  продуктовые кормушки-распределители.

А вот анонс в «Крымской правде»  семьдесят шестого года: « С 17 декабря смотрите в кинотеатре «Симферополь» новый цветной документальный фильм «Леонид Ильич Брежнев в Казахстане». На эту кинокартину школьников вести не рискнули… Справедливости ради замечу, что несмотря на всевозможную цензуру на экран прорывались фильмы, которые не несли определенной политической нагрузки. А так как одна и та же  лента могла  держаться на экране несколько недель, любимые фильмы пересматривали по десять раз, благо, стоимость билета, в среднем, равнялась стоимости буханки хлеба.



Самым сладким запретным плодом были голливудские фильмы. Но в то время Голливуд мог совмещать коммерцию с некими проблесками разума: «Три дня «Кондора» (1973), «О, счастливчик» (1975), «Трюкач» (1979)

На экранах регулярно светились звезды французского  кино Жан Поль  Бельмондо «Великолепный» (1973), «Чудовище» (1977), «Кто есть кто» (1979), Ален  Делон «Жил-был полицейский» (1972), «Двое в городе (1973)», «Зорро» (1974), «Смерть негодяя» (1977), Пьер Ришар «Высокий блондин в чёрном ботинке» (1972), «Возвращение высокого блондина» (1974), «Игрушка» (1976),  «Побег» (1978), Луи де Фюнес («Человек-оркестр» (1970), «Жандарм на отдыхе» (1970), «Приключения раввина Якова» (1973), «Жандарм и инопланетяне» (1979), «Скупой» (1979).    

  Фильмы «Фантомас» и «Зорро» — любимые картины подростков тех лет. Причем на комедию «Фантомас»  детей пропускали почему-то только в сопровождении взрослых.

Большим успехом пользовались жесткие  политические детективы итальянца  Дамиано Дамиани  «Я боюсь» (1977),  «Человек на коленях» (1978). Эффект разорвавшийся бомбы вызвал кровавый боевик  Карло Лидзани «Площадь Сан-Бабила в 20 часов». Ну и конечно триумф авантюрной комедии с   Челентано – «Блеф» (1976). А после мексиканской страшилки  «Грибной человек» (1977)  долго не хотелось есть грибы.

Фильмы соцлагеря глядели с меньшей охотой, чем картины капстран. Исключением было разве что польское кино, с экранизированной  Ежи Гофманом романа «Потоп»(1974) и румынские боевики  Серджиу Николаеску, про комиссара Миклована: «Чистыми руками» (1972), «Последний патрон» (1973), «Комиссар полиции обвиняет» (1974).

Припоминаются еще «Золотые дукаты призрака» (Венгрия, 1977), «Вальтер защищает Сараево» (Югославия, 1972), «Призрак замка Моррисвиль» (ЧССР,1966)…



 Отечественные кино, в то время, по популярности смело соперничало с западным. Потому что, было что смотреть: «Белое солнце пустыни» (1970), «Джентльмены удачи» (1971), «Двенадцать стульев» (1971) с Гомиашвили, «Достояние республики» (1971), «Кавказская пленница или новые приключения Шурика» (1971), «Старики-разбойники (1971), «Иван Васильевич меняет профессию» (1973), «Плохой хороший человек» (1973),   «Звезда пленительного счастья» (1974), «Невероятные приключения итальянцев в России» (1974), «Не может быть!»(1975), «Свой среди чужих, чужой среди своих» (1974), «Сказ про то, как царь Петр арапа женил» (1976), «Восхождение» (1976),«Мимино» (1977), «Трактир на Пятницкой» (1978), «Экипаж» (1978), «Гараж» (1979)…

     На  семидесятые   приходятся  годы  творческого подъема Андрея Тарковского: «Андрей Рублев» (1971), «Солярис» (1972), «Зеркало» (1974), «Сталкер» (1979). К сожаленью прокатная судьба неудобных для советской цензуры фильмов Тарковского печальна – ленты шли в основном «малым экраном», а в Крым вообще попадали с задержкой.



 2006 год подходит к концу. Какие фильмы крутят в уцелевших кинотеатрах Симферополя можно прочесть  на последней странице нашей газеты. А вот, что смотрели крымчане в последний день 1976 года: кинотеатр  «Мир» и «Космос» —  «Ульзана» (1974). Страсть к  фильмам «про индейцев» не угасала у нашего зрителя до начала восьмидесятых. Кинотеатры «Шевченко», «Родина», «Звезда»: свежая мелодрама «Безотцовщина» (1976).

Кинотеатр «Симферополь» — «Крестный сын». Название явно «перекликается» с легендарным фильмом Фрэнсиса Форда Копполы  «Крестный отец» снятого в 1972 году. Увы, мы увидели блудного «отца» только в середине восьмидесятых. До этого цензура заботясь о нашей нравственности,  решила не показывать картину, в котором наличествовали сцены жестокости…

Кинотеатр  «Спартак» — «Попутчик» (этот же фильм —  не с Рутгером Хауэром! —  шел в предновогодний день, в «Маяке» и «Дружбе»). В малом зале «Спартака» крутили также  «Притчу о любви» («Казахфильм», 1975) и «Завещание турецкого аги» (Венгрия, 1967).

 «Алые паруса»: «Три орешка для золушки» (ЧССР,1974), «Белый пароход» («Киргизфильм», 1976)  и японский полнометражный мультфильм «Джек в стране чудес» (1974). Конец семидесятых – повальное увлечение японскими мультфильмами. Их смотрели так же, как сегодня смотрят японские ужастики: взахлеб.  Мультики крутили и в других кинотеатрах. Например, в тот же, последний день года,  в «Звезде» смотрели «Конька-Горбунка» (1975) и девять выпусков «Ну, погоди!» Семьдесят шестой был годом прорыва в советской мультипликации: тридцать лет назад вышел философский кукольный мультфильм, со своеобразным юмором абсурда, повествующий  о жизни мартышки, удава, попугая и, извините, слоненка.

В «Спутнике» 31 декабря 1976 года шел «Господин 420» (Индия,1955) а в «Дружбе»  — «Веселые Жабокричи» (1972)…



Не думаю, что в предновогодние дни зрительные залы были забиты. Хозяйки хлопотали на кухне, искоса поглядывая на экран телевизора. А смотреть на экранах уже было что. Телевидение настойчиво заявляло о себе. Помимо традиционного «Голубого огонька» или «Кабачка 13 стульев», появлялись новые развлекательные  программы. Так, ровно тридцать лет назад увидела свет «Утренняя почта».

Семидесятые – время эпических телесериалов «Вечный зов», «Строговы», «Тени исчезают в полдень». Эти ленты прививали зрителям уважение к главным жизненным ценностям:  любовь к семье и  к …советской власти.

К счастью, в «верхах» хватало ума не переусердствовать с  идеологической начинкой. Так семидесятые это еще время лучших отечественных телефильмов и сериалов: «Бумбараш» (1972),  «Семнадцать мгновений весны» (1973), «Соломенная шляпка»(1975), «Небесные ласточки» (1976), «Двенадцать стульев» (1977) с Мироновым,  «Служебный роман» (1977), «Место встречи изменить нельзя» (1979)…

Пока женщины хлопотали на кухне, мельком  бросая взоры   на телеэкран, их  мужья провожали старый год в бане. Об этом узнал Эльдар Рязанов, а потом вся страна. Теперь новогодние торжества, без – телефильма  «Ирония судьбы, или с легким паром» (1975) также невозможны, как праздничный стол без бутылки  «Советского шампанского».

… Семидесятые перетекали в восьмидесятые. Наступало  время скуки и безразличия, «застоя»,  как  назовут его  позже. И хорошие фильмы все реже стали появляться в кинозалах. К тому же у  «кино» возник серьезный конкурент «видео»…