История изучения культуры водопользования Крыма.

ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ КУЛЬТУРЫ ВОДОПОЛЬЗОВАНИЯ КРЫМА

Изучение культуры водопользования является важной задачей, стоящей перед исследователями, область научных интересов которых касается географии, истории и этнографии Крымского региона. Использование и совершенствование многовекового опыта рационального водопользования в Крыму (особенности строения гидросооружений, каптирование горных источников, бережное отношение к воде как часть народной культуры и т.д.) может в значительной степени повлиять на урегулирование проблемы водоснабжения на полуострове. У всех народов, в разные времена населявших Крымский полуостров, культура водопользования являлась важной составляющей их общей культуры и потому становилась объектом изучения не только специалистов-географов (гидрологов, гидрогеологов), но также историков, этнографов и путешественников.
Первое упоминание о крымской культуре водопользования мы находим в описании Крыма, сделанном польским путешественником Мартином Броневским, побывавшим в 1578 году в качестве посла польского короля Стефана Батория при дворе крымского хана. При описании степной Таврики М. Броневский замечает, что там «часто встречаются колодцы, чрезвычайно глубокие и с изумительным трудом и искусством выкопанные древними греками, или теми великими первобытными племенами, которые населяли эти страны ещё раньше греков» [30]. Отмечая древний, дотатарский возраст степных гидросооружений, Броневский пишет далее, что татары также сооружают колодцы, которые роют «их невольники», то есть «греки-христиане». Побывав на развалинах Херсонеса, польский посол отметил: «:у самых стен города видны водопроводы, которые за четыре мили посредством подземных труб, высеченных из камня, проводили воду в город; в них и теперь есть вода очень чистая» [30].
Почти через сто лет после М. Броневского (в 1666-1667 гг.) Крым посетил турецкий путешественник Эвлия Челеби, один из самых образованных людей мусульманского мира в то время. В своей «Книге путешествий» [45] Челеби неоднократно упоминает и описывает объекты водопользования татар: колодцы, источники-фонтаны, цистерны для воды, плотины и др. Для наиболее значительных городских фонтанов Гезлева (Евпатория), Бахчисарая и Судака (ныне несуществующих) он приводит тексты строительных надписей-тарихов, тем самым сохранив до нашего времени их содержание. Все описания источников пронизаны характерным для мусульманина того времени почитанием и преклонением перед пресной водой (источники воды Челеби называет не иначе как «места отдохновения души», «услада сердца», «места блаженства души», «источники живой воды, подобные очищающему напитку» и т.д.). Описывая колодцы и источники степного Крыма, Балаклавы, Мангупа, Бахчисарая, Чуфут-Кале, Гезлева, Карасубазара, Судака, Керчи, Эвлия Челеби сообщает множество интересных сведений об их устройстве (степные «колодцы в 100, 70 или 50 куладжей глубины», «колодцы с водяными колесами» в Гезлеве, колодец «в виде башни» с 50 ступенями на Мангупе и др.), об отношении к ним местного населения («Благодаря крупным пожертвованиям все городские источники находятся под бдительным надзором, и нет возможности их порчи и ущерба», «Многие благодетели устроили источники в разных местах, и жаждущий народ, с Божьего согласия, утоляет жажду» и т.д.), о качестве воды («:родник с холодной, чистой и прозрачной водой», «Даже в месяце июле человек не сможет выпить и трех глотков этой чистой воды: до такой степени эта чистая и прозрачная вода холодна, что человек, глотнувши её скривится, как будто съел клюквы», об источниках Кафы: «:вода в них соленая») [45].
В 1782 году в Крым прибывает экспедиция Петербургской Академии наук под руководством академика В. Ф. Зуева. Изучая природные особенности полуострова, В. Ф. Зуев обращает внимание на недостаток здесь пресной воды и описывает методику татар по водорегулированию водных потоков: «: они прокапывают по горе в сторону, сколько бы верст до их деревни не было, каналец в аршин более или мене шириною, и оным отводят часть реки к своему жилищу, дому или мельнице, а от них отводят таким же образом другие, прокапывая такой же каналец для себя:» [10].
Через четыре года после Зуева по Крыму путешествует французский ученый-естествоиспытатель Жильбер Ромм, который был первым человеком, подошедшим к проблеме водопользования в Крыму не просто с описательной, но и с научной точки зрения. Так, во время посещения деревни Эльбузы (совр. с. Переваловка Судакского горсовета), ученый остановился «подле фонтана, чтобы скопировать надпись с именем того, кто соорудил этот фонтан для удобства прохожих, которых он просит молится за его душу». Это был первый опыт эпиграфического изучения крымских фонтанов; затем Ж. Ромм осмотрел саму каптажную плиту и записал в дневнике: «Плита из очень твердого мрамора, довольно часто встречающегося в окрестных горах». Французский ученый неоднократно упоминает арыки и каналы окрестностей Карасубазара, Алушты, Ялты, колодцы в деревнях, фонтаны Бахчисарая. Подробно рассматривает водоснабжение крепости Ени-Кале и описывает древний акведук в ее окрестностях: «Ени-Кале снабжено родниковой водой, которую собирают с горы в 4 верстах от города и проводят в него по глиняным трубам, укрытым в земле. Подле родника выкопаны 3 квадратных колодца, в которые собирают воду перед тем как спускать её в трубы: При возвращении своем в город мы увидели остатки акведука в 16 арок, из которых теперь уцелело только 11. Он сложен из камня, и в верхней части его видны и сейчас остатки глиняных труб» [40].
После присоединения Крыма к Российской империи на полуостров буквально ринулись многочисленные ученые и путешественники, каждый из которых в своих трудах и путевых записках присматривался, удивлялся и открывал для европейского читателя неизвестную доселе крымскую природу, историю и быт его народов. Практически любое описание Тавриды тех лет (конец XVIII — середина XIX вв.) изобилует восхищенными фразами, касающимися бережного отношения местного населения к пресной воде, непривычной для западного человека романтической восточной культуры водопользования, описанием прекраснейших фонтанов — шедевров гидроархитектуры.
Наиболее ярко это восхищение (при наличии научного подхода!) видно в трудах известного академика П. С. Палласа. В своем «Путешествии:» он пишет о фонтанах Бахчисарая, которые называет «самым лучшим, что заслуживает похвалы в Бахчисарае», о водоснабжении Симферополя, Феодосии, Херсонеса (Паллас лично обследовал древние системы водоснабжения города, спускался в колодцы и подземные галереи), упоминает фонтаны и колодцы крымских деревень [36].
П. И. Сумароков не только подробно описал фонтаны и колодцы г. Опук, «развалины важного водопровода» в Ени-Кале, но и оставил первую в истории иллюстрацию объекта водопользования в Крыму (рис. 1) [43].
П. И. Кеппен в своей фундаментальном труде «Крымский сборник» помимо упоминания о достопримечательных фонтанах и источниках, впервые приводит результаты гидрометеорологических наблюдений над водой «колодезя» св. Анастасии: «14.09.1833 tо воды при +16о воздуха равнялась +10о Реомюра в 3 часа дня при облачном небе» [19]. В своем путевом дневнике П. И. Кеппен описывал встречающиеся на его пути по Крыму источники (помимо их названий, часто приведена их температура, а в некоторых случаях — посвятительные надписи-тарихи). Этот гидрографический материал должен был войти в планируемую книгу П. И. Кеппена — логическое продолжение «Крымского сборника».
Поражен был крымскими фонтанами А. Демидов, побывавший в Крыму в 1837 году: «надобно сознаться, что ни в какой другой стране не видали мы их в таком множестве». Не одну страницу своих путевых заметок посвящает он фонтанам Бахчисарая, проблемам водопользования в Симферополе («…жаль только, что большая часть фонтанов очень запущена и многие даже развалились:»), особенностям оросительного дела в горах. А. Демидов описал «святой» источник мусульман, расположенный на окраине Карасубазара и связанные с ним традиции поклонения воде: «:мы увидели прекрасный источник, вытекающий из каменного бассейна, осененного пятью огромными вязами. На ветвях этих деревьев были развешаны разноцветные тряпки, составляющие приношения бедных людей, вылечившихся употреблением воды из этого источника, славящегося в окрестностях своею целебною силою. В глубине бассейна видно несколько серебряных монет; никто не дерзнет украсть их, не смотря на отсутствие караула. Это дары некоторых зажиточных больных, вылечившихся от своих болезней» [35].
Многие интересные факты о крымской культуре водопользования оставили нам в своих трудах княгиня Е. Горчакова [13], В. Х. Кондараки [23], Е.В. Марков [29] и др.
Со второй половины XIX века началось активное хозяйственное использование крымских земель, возникало мощное промышленное производство, увеличивался прирост населения: для всего этого требовалось большое количество воды. Описательный этап изучения крымской культуры водопользования сменился этапом научного изучения с целью рационального использования источников пресной воды.
В 1867 г вышла работа профессора А. Н. Козловского «Сведения о количестве и качестве воды в селениях, деревнях и колониях Таврической губернии:» [22], которая представляла собой полную сводку всех крупных каптированных источников Крыма. Козловский приводит данные о наличии источника водоснабжения (фонтана или колодца) в селениях Крыма, местное название источника и краткую информацию о качестве его воды.
Продолжением работ А. Н. Козловского стали более детальные исследования Н. А. Головкинского [12], А. В. Конради [24], П. А. Двойченко [14], в которых авторы наряду с сугубо гидрогеологическими вопросами приводят интересные данные по культуре водопользования (наличие каптажных сооружений источников, возможность использования старых традиций накопления, распределения и транспортировки подземной влаги и т.д.). Идеям инженера А. В. Конради по использованию старых и новых возможностей орошения горной части Крыма посвящена глава «О водоснабжении и водопользовании в садоводстве» фундаментального труда известного плодовода Л. П. Симиренко «Крымское промышленное садоводство» [42].
Отдельным важным вопросом во второй половине XIX века стала выступать проблема водоснабжения крупных городов Таврической губернии. Многие исследователи начали искать новые возможности водоснабжения городов, изучая при этом историю местного водопользования и опираясь на опыт предшествующих поколений. Здесь можно выделить работы Х. А. Монастырлы [34], А. И. Маркевича [28], И. А. Шмакова [44], касающихся водоснабжения Симферополя, работы М. И. Алтухова [1, 2] и Ф. И. Зибольдта [18] по истории водоснабжения Феодосии.
Важной вехой в изучении культуры водопользования Крыма стала работа Н. В. Рухлова «Обзор речных долин горной части Крыма», изданная в 1915 г. в Петербурге. В книге приводится описание не только речных долин Крыма, но и горных источников с приведением топонима, характера использования источника и его гидрохарактеристики. В отдельных главах «Водное богатство» и «Гидротехнические устройства и водопользование» автор объясняет значение орошения для жизни крымчанина, описывает «устройство водопроводных канав, плотин, запасных водоемов», отдельно рассматривает способы орошения. Описывая источники орошения (родники, фонтаны, канавы-арыки, колодцы и др., автор постоянно возвращается к опыту предшествующих поколений крымчан в деле водопользования: «Во многих местах сохранились памятники до наших ещё дней, по которым можно судить, насколько успешно в те времена население работало в этом направлении:» [41].
Через год после выхода книги Н. В. Рухлова под редакцией инженера Д. Кочерина Партией Крымских водных изысканий был выпущен 5-ти томный труд «Материалы по водным изысканиям в Крыму» [25]. Пятитомник представлял собой наиболее полное описание всех источников долины р. Салгира, Бурульчи, верховьях рек Качи, Бельбека, родников района Алушты, Алупки, Ялты, Гурзуфа, Куру-Узени, Туака и Отуз. Для каждого источника приводились данные регистрации: местное название, гидрографическое положение, высота над уровнем моря в саженях, владелец земли, описание выхода (каптаж, фонтан, колодец и т.д.), использование воды, данные по измерению дебита и температуры.
Работы Н. Рухлова и Д. Кочерина стали наиболее полными и в тоже время последними трудами в дореволюционной России по проблемам крымского водопользования. Последующие политические и военные события на несколько лет заморозили интерес к водной проблеме в Крыму, были утеряны ценные теоретические и практические наработки, учреждения полуострова, занимающиеся водными вопросами, лишились опытного кадрового состава.
После установления в Крыму советской власти, молодое государство, чья хозяйственная политика была направлена на реконструкцию сельского хозяйства, вплотную столкнулось с проблемой ирригации и мелиорации в горном Крыму. Разбираться с этой проблемой стали ученые-археологи, которые основываясь на опыте предшествующих поколений, пытались при помощи теоретических наработок обеспечить крымское хозяйство пресной водой.
Первой в этом ряду стоит работа Л. А. Моисеева, касающаяся водоснабжения Гераклейского полуострова, в которой автор рассматривает обнаруженные им на территории Херсонеса водные отстойники-цистерны, колодцы и водопровод римского времени, намекая на возможность использования последнего для водоснабжения Севастополя и его округи [32]. Несколькими годами позже Л. А. Моисеев вновь возвращается к вопросу исторического водоснабжения в Крыму [33].
Серию работ, посвященных историческим вопросам проблемы водопользования в Крыму, опубликовали такие известные крымские археологи, как Н. И. Репников, Ф. И. Шмит и Е. В. Веймарн [37, 38, 39, 8, 9]. Особенно важной по своему содержанию для истинного понимания значения древних традиций крымского водопользования в современном народном хозяйстве является статья Н. И. Репникова и Ф. И. Шмита «О технике водоснабжения средневековых городов Крыма». Авторы поднимают вопрос необходимости серьезного изучения и возможности практического использования древних традиций крымского водопользования, приводят описание раскопанного ими колодца на Эски-Кермене, рассматривают особенности водоснабжения древнего Херсонеса, Феодосии, Старого Крыма, Бахчисарая и других средневековых населенных пунктов.
В связи с малой известностью рассматриваемой публикации [39], автор считает возможным привести из нее ряд мыслей, актуальность которых высока и в наше время, по прошествии 70 лет: «:Вопрос о технике водоснабжения средневековых городов отнюдь не есть вопрос теоретический, интересующий только историков и археологов. И теперь, как встарь, крымские города недостаточно обеспечены водою, и забота о водоснабжении не утратила своей остроты; а потому вовсе не мешает присмотреться к тому как водная проблема разрешалась в прошлом людьми, которые в Крыму жили веками и имели возможность накопить богатейший опыт, использовать все местные ресурсы:
:История техники водоснабжения есть часть истории коммунального хозяйства, истории городского сожительства людей. Там, где воды мало, вопросы организации водоснабжения суть вопросы жизни или смерти городов. Мы пытались показать на вышеприведенных фактах, сколько изобретательности и сколько труда в Крыму было положено на правильную организацию этого дела. Вместе с тем из нашего общего очерка, надо надеяться, видно, что требуется планомерная исследовательская работа как для использования крымских археологических данных с точки зрения исторической, так и для современной практики водоснабжения.
Хотелось бы наделяться, что в момент сельскохозяйственного и всего вообще возрождения Крыма указания прошлого будут изучены и использованы; и хотелось бы надеяться, что наша археология переросла кладоискательство и доросла до того, чтобы взяться за столь «низменные изыскания», как исследование водоснабжения» [39].
Логическим продолжением статьи Н. И. Репникова и Ф. И. Шмита является небольшая заметка Е. В. Веймарна «Проблема организованной воды в Крыму и историческая наука», в которой автор призывает археологов совместно со «специалистами-техниками» обнаружить и восстановить древние системы водоснабжения для использования их в народном хозяйстве. «Необходимо их только открыть, изучить, если нужно — исправить и расширить, а затем пустить в эксплуатацию», пишет Е. В. Веймарн о «водосборищах в лице каптажных галерей, конденсаторов, систем колодцев» [8].
В это же время выходит брошюра А. С. Моисеева о гидрогеологических особенностях Севастополя (приводятся данные гидрогеологического характера обо всех источниках, фонтанах, колодцах города, история водоснабжения района, карта местоположения объектов водопользования) [31] и статья Н. Н. Жукова о проблемах водоснабжения Феодосии (историческая справка о водоснабжении города, подтверждение идей Ф. И. Зибольдта о конденсационном питании фонтанов) [17].
Довоенный период изучения культуры водопользования в Крыму закрывает обзорный отчет В. Ф. Гайдукевича об археологических работах в Керченском районе за 1934-1936 гг., где описаны раскопки каптажа источника, относимого к античной эпохе [11].
Великая Отечественная война и последующие за ней годы разрухи отодвинули вопросы изучения исторического водопользования на второй план. Идеи Н. И. Репникова, Ф. И. Шмита и В. Е. Веймарна были позабыты.
За 50 послевоенных лет на тему крымской культуры водопользования было опубликовано всего четыре работы: М. И. Кумурджи «О забытых древних источниках Крыма» [26], несколько страниц книги О. И. Домбровского и В. А. Сидоренко [15], где авторы описали фонтаны армянского монастыря Сурб-Хач и кяризы Солхата, статья Р. П. Лозовской о Кутузовском фонтане [27] и небольшая заметка С. В. Альбова [3], большей частью представляющая собой пересказ работ Н. И. Репникова и Ф. И. Шмита [38], а также В. Ф. Гайдукевича [11].
В последнее десятилетие интерес к вопросам культуры водопользования и исторического водоснабжения Крыма вновь возрос, на этот раз среди специалистов-географов. Ряд работ по изучению древних источников водоснабжения в окрестностях Бахчисарая было опубликовано доцентом географического факультета СГУ В. П. Душевским с соавторами [4, 5, 16]. В 1998-99 гг. В. П. Душевский проводил исследования древнего колодца глубиной 33 метра в районе Кыз-Кермена. К сожалению, безвременная кончина ученого не дала возможности опубликовать результаты этой работы.
Интересные работы по использовании конденсационной влаги в водоснабжении античных и средневековых поселений Крыма (в частности Керченского полуострова) были опубликованы доцентом геофака ТНУ Б. А. Вахрушевым [6, 7]. Результаты исследований Б. А. Вахрушева дали не только ценный исторический материал, но и показывают возможность практического использования древних конденсаторов влаги в современном хозяйстве Керченского полуострова.
Исследование крымской культуры водопользования в настоящее время активно проводится автором статьи [20, 21]. Ведется работа по сбору информации о традициях водопользования народов Крыма, регистрация сохранившихся древних объектов водопользования, обоснование историко-культурного и рекреационного значения древних гидросооружений, популяризация вопросов рационального водопользования среди населения, собирается материал для информационно-цифрового кадастра древних гидротехнических сооружений Крыма.

Литература

1. Алтухов М. И. О водоснабжении г. Феодосии // Труды Высочайше утвержденного русского общества охранения народного здоровья. — СПб. — 1886. — Т. 3. — Вып. 6.
2. Алтухов М. И. О результатах исследования инженером-технологом М. И. Алтуховым местности, окружающей Феодосию, с целью определения системы водопроводных сооружений. — Феодосия, 1881.
3. Альбов С. В. Древнейший каптаж минеральной углекислой воды в СССР // Известия Крымского отдела географического общества СССР, отдельный выпуск. — Симферополь, 1958.
4. Белый А. В., Душевский В. П. Древний источник водоснабжения в районе Кыз-Кермена. // Бахчисарайский историко-археологический сборник. — Симферополь: Таврия, 1997. — Вып. 1.
5. Белый А. В., Душевский В. П., Блага Н. Н., Лебединский В. И. Источник водоснабжения городища Кыз-Кермен (в печати).
6. Вахрушев Б. А., Вахрушев И. Б. Роль карстовых конденсационных вод в водном хозяйстве античных и средневековых поселений Керченского полуострова // Культура народов Причерноморья, 1999. — № 10. — С. 7-10.
7. Вахрушев Б.А. Использование подземных конденсационных вод Крыма в античное и средневековое время и современность // Движение к ноосфере: теоретические и региональные проблемы. Сборник научных статей к 130-летию В.И. Вернадского. — Симферополь: СГУ, 1993.
8. Веймарн Е. В. Проблема организованной воды в Крыму и историческая наука // СГАИМК, № 9-10, 1932.
9. Веймарн Е. В. Остатки древнего водопровода близ урочища Мустафа-бей в долине Качи // ИГАИМК. — Л., 1935. Вып. 117.
10. Выписка из путешественных записок Василия Зуева, касающихся до полуострова Крыма (1782 г.). — Месяцелов на 1783 г. — С. 122-170.
11. Гайдукевич В. Ф. Керченский район // Археологические исследования в РСФСР 1934-1936 гг. — М.-Л.: АН СССР, 1941.
12. Головкинский Н. А. Источники Чатырдага и Бабугана. — Симферополь, 1893.
13. Горчакова Е. Воспоминания о Крыме кн. Е. Горчаковой. — М., 1884.
14. Двойченко П. А. Условия водоснабжения в Таврической губернии. — Симферополь, 1913.
15. Домбровский О. И., Сидоренко В. А. Солхат и Сурб-Хач. — Симферополь: Таврия, 1978.
16. Душевский В. П., Андреев М. И., Скорняков И. С., Коваленко И. М. Гидротехнический памятник Крымского предгорья. // Природа. — Симферополь, 1998. — № 3-4.
17. Жуков Н. Н. О древних гидротехнических сооружениях в ближайших окрестностях г. Феодосии в связи с вопросом об изучении принципов добычи влаги из атмосферы // Сборник статей по экономике, быту и истории феодосийского района. Выпуск 1. — Феодосия, 1931.
18. Зибольдт Ф. И. Роль подземной росы в водоснабжения г. Феодосии // Почвоведение. № 4. — СПб. 1904.
19. Кеппен П. Крымский сборник. — СПб, 1837.
20. Коваленко И. М. Культура водопользования народов Крыма // Ученые записки ТНУ. — Серия «география». — Симферополь, 2001. — Т.14. — №1.
21. Коваленко И. М. Священные источники Крыма // Природа. — Симферополь, 2000. — № 3-4.
22. Козловский А. Н. Сведения о количестве и качестве воды в селениях, деревнях и колониях Таврической губернии, собранные для приведения в известность местностей крайне нуждающихся в мелкой пресной воде, и составления за тем схематического плана обводнения оных. — Симферополь, 1867.
23. Кондараки В. Х. Универсальное описание Крыма. — Николаев, 1873.
24. Конради А. В. Сельскохозяйственное водоснабжение горной части Крымского полуострова. — СПБ, 1894.
25. Кочерин Д. Материалы по водным изысканиям в Крыму. — Симферополь, т. 1-5, 1916.
26. Кумурджи М. И. О забытых древних источниках Крыма // Записки Ленингрд. горного ин-та, т 44, вып. 2. Гидрогеология и инженерная геология. — Л.: Госгеолтехиздат. 1962.
27. Лозовская Р.П. Кутузовский фонтан // Известия Крымского отдела Географического общества СССР. Вып. 2. — Симферополь, 1953.
28. Маркевич А. И. К истории водопровода в Симферополе // Известия Симферопольской Городской Думы, №11. — Симферополь, 1913.
29. Марков Е. Л. Очерки Крыма. — Симферополь: Таврия, 1995.
30. Мартин Броневский Описание Крыма // ЗООИД, т. 6. — Одесса, 1867.
31. Моисеев А. С. Гидрогеологический очерк г. Севастополя и его окрестностей. — М-Л., 1932.
32. Моисеев Л. А. Следы ирригации, мелиорации и водоснабжения древнего Херсонеса на Гераклейском полуострове // Записки Крымского общества естествоиспытателей и любителей природы, т. IX. — Симферополь, 1926.
33. Моисеев Л. А. Иранские системы водоснабжения в Крыму // Третий Международный конгресс по иранскому искусству и археологии. Доклады. — М-Л., 1939.
34. Монастырлы Х. А. К истории петровского фонтана в Симферополе // ИТУАК, №9. — Симферополь, 1890.
35. Путешествие в Южную Россию и Крым через Венгрию, Валахию и Молдавию, совершенное в 1837 году Анатолием Демидовым. — М., 1853.
36. Путешествие по Крыму в 1793 и 1794 годах академика П. С. Палласа // ЗООИД, 1881. — Т. 12.
37. Репников Н. И. Разведки древнего водопровода в Эски-Кермене в 1931 г. // СГАИМК, 1931.
38. Репников Н. И., Шмит Ф. И. Античный курорт в окрестностях Керчи // СГАИМК, № 5-6, 1932.
39. Репников Н. И., Шмит Ф. И. О технике водоснабжения средневековых городов Крыма // СГАИМК, №9-10, 1932.
40. Ромм Ж. Путешествие в Крым. Март, апрель, май 1786 г. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1941.
41. Рухлов Н. В. Обзор речных долин горной части Крыма. — Петербург, 1915.
42. Симиренко Л. П. Крымское промышленное садоводство. — М., 1912.
43. Сумароков П. И. Досуги крымского судьи или второе путешествие в Тавриду Павла Сумарокова. — СПБ., Ч. 2. 1805.
44. Шмаков И. А. Фонтан в Симферополе. — Симферополь, 1864.
45. Эвлия Челеби. Книга путешествия. Турецкий автор Эвлия Челеби о Крыме (1666-1667 гг.). — Симферополь: ДАР, 1999. — 144 с.

 

Нажми, чтобы добавить комментарий

Добавить комментарий