Самокиша насильно женили и перепутали даты на его могиле

Елена БОНДАРЮК

Памятнику Н. СамокишуИзвестный баталист, именем которого названа улица и художественное училище в Симферополе, продолжает оставаться самой мистической фигурой крымской истории

В 2010 году в Крыму решили на широкую ногу отметить юбилей художника-баталиста Николая Семеновича Самокиша. Подготовка к круглой дате 150-летию художника — начата уже сейчас. И вдруг оказалось, что, как это ни парадоксально, при всей известности Самокиша, о нем известно очень и очень мало.

Не тогда назвался и не вовремя родился

Имя Самокиша постоянно на слуху у симферопольцев. Улица-то его имени расположена в центре города – так или иначе пройтись-прогуляться по ней приходилось всякому. Однако на вопрос «кто такой Самокиш» ответит далеко не каждый второй. А вопрос «когда улица получила свое имя» ставит в тупик не только простых смертных, но и маститых ученых. В краеведческой литературе датой переименования Кооперативной в Самокиша называют то 1935, то 1945, то 1960 года. А ведь было-то это не так уж давно. Это вам не какие-то мезозой с палеозоем.
– Сохранилось духовное завещание художника, датированное мартом 1942 года. Там Николай Семенович указывает свой адрес: угол улиц Жуковского-Самокиша. Вот так. Так что улица Кооперативная получила свое имя до Великой Отечественной войны. Это однозначно, — говорит директор Ассоциации заповедников и музеев Крыма Сергей ПУШКАРЕВ. – В воспоминаниях бывшего профорга и библиотекаря художественного училища Ромадиной-Симонович указано: «в годы войны название улицы было ликвидировано». А потом опять восстановлено. Но первое-то переименование произошло до войны! Так, что те, кто утверждают иначе, путаются в датах.
Неразбериха с цифрами преследует художника, словно тяжкий рок, как посмертное проклятие. Даже на могильном граните кто-то умудрился высечь не ту дату рождения!
— Во всех справочниках, словарях и прочей научной и околонаучной литературе значится одна и та же дата рождения Самокиша – 13 (25) октября 1860 года. Октябрь у нас какой месяц? Правильно, десятый. Обозначается он римской цифрой Х. А вглядитесь в фотографию надгробия на могиле художника. Что на табличке? Правильно, IX (девять), то есть сентябрь!
Почему так случилось? Может в путанице с датами виновата вторая жена?

Вторая жена оказалась лишней

Вторая жена художника действительно кое в чем была виновата. Например, в запоздалых посмертных обвинениях в измене родине, которые звучали в адрес художника после войны, и в проблемах с советской властью, что возникли после победы у его учеников. На самом же деле вторая жена Самокиша была фантомом. Вернее фантасмагоричным по существу является сам второй брак художника.

— С Натальей Георгиевной Добровольской Николай Семенович познакомился в Харькове. В мастерской ее мужа известного художника. Самокишу тогда было под 80 лет. После того, как началась война, женщина овдовела и решила «помочь» старику и увезла его из Харькова в Крым. В Симферополе, в период оккупации она создала художественный салон и начала охоту за работами мастера. Сам художник для салона Добровольской ничего специально не писал. Она выманивала и выменивала картины разными хитроумными путями с целью продать их ценителям искусства, каких было немало среди представителей оккупационных властей. А потом предприимчивая дама решила женить на себе 82-летнего Самокиша. Наверное, ее вела мысль о том, чтобы после его смерти получить все и сразу. Подчеркиваю, в то время Николаю Семеновичу было уже 82 года. И единственное в чем он нуждался, так это в уходе. Аферу с женитьбой молодой «невесте» пришлось проворачивать самостоятельно. Надо заметить, она вполне преуспела в этом деле и таки добилась статуса супруги. Только вот вместо Самокиша на бракосочетании в качестве жениха присутствовало подставное лицо. Ни сам художник, ни женщина, некая Роксан (Надежда) Ивановна, с которой он в то время жил ничего о тайком затеваемой свадьбе не знали. Что дает основание утверждать подобное? Достаточно сличить подписи на двух документах: свидетельстве о браке и духовном завещании. Подписи существенно разнятся! Зачем была проведена вышеуказанная махинация, еще предстоит узнать.
Судьба отомстила второй жене Самокиша за пятна на репутации мастера. Женщина умерла при весьма загадочных обстоятельствах в поезде, когда возвращалась из Калининграда в Харьков.

Комнату отведут в училище, а памятник переселят

Итак крымский Совмин постановил: торжествам быть. Мероприятия ожидаются разные-разнообразные. Финальным аккордом станет торжественное заседание и концерт в октябре 2010. Ну да, до этого еще далеко. До той поры собираются обозначить мемориальными досками все места, где некогда отметился Самокиш. А чаще всего на глаза своим современником художник попадался в Симферополе, Алупке и Евпатории. Там-то доски и появятся. Вернее, в Симферополе таковая уже имеется, на Самокиша, 32, где жил баталист. Однако ее давно пора бы подновить. И подновят. Вот только с гипотетическим домом-музеем мастера живописи вышла заминка. Поселить память оказалось некуда.

В какой именно из квартир в доме 32 по улице Самокиша жил художник известно. Но сейчас она принадлежит одной из партийных структур, и сделать там музей-квартиру с приданием статуса филиала художественного музея невозможно.

— Планируется открыть мемориальную комнату или мемориальный уголок в Симферопольском художественном училище имени Самокиша. — рассказал Сергей ПУШКАРЕВ. — И по-моему это вполне логично. Ведь по воспоминаниям учеников Николая Семеновича после смерти художника очень многие ценные книги из его библиотеки попали именно в училище.

Кстати, кто не знает: во дворе Симферопольского художественного училища имени Н. С. Самокиша имеется памятник живописцу. В ближайшее время скульптура перекочует к главному входу в учебное заведение.

— По Самокишу сохранилось очень много неизученного материала, — констатирует директор Ассоциации заповедников и музеев Крыма. – Это и каталоги выставок, и воспоминания учеников художника. Хочется надеяться, что к годовщине все они будут опубликованы. И личность мастера перестанет быть загадкой.

Наша справка

Николай Семенович Самокиш (1860-1944) — один из основоположников реалистического направления в батальной живописи конца XIX — начала ХХ века.

Гражданская война застала художника в Евпатории, где он жил с весны 1918 до конца 1921 года.
С 1918 года Самокиш активно участвует в создании местного Дворца искусств. Художник был в комиссии, которая изымала ценности у буржуазии. Таким образом, наиболее интересные образцы были собраны в одном месте. Им стал тот самый Дворец. Его приемником с полным на то основанием можно считать Евпаторийский краеведческий музей, где до сих пор имеются экспонаты, которые Самокиш, так сказать, отобрал у богатеньких. Кстати, именно эта преемственность дала основания отметить Евпаторийский музей мемориальной доской.

В 1921 году Николай Самокиш перебрался в Симферополь.
Картины академика батальной живописи Н. С. Самокиша – около трех тысяч произведений – экспонируются в Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Государственном Эрмитаже (РФ).
Несколько полотен – «Атака буденновской конницы», «Штурм Перекопского вала», «Переход Красной Армии через Сиваш», «В разведке» — представлено в Симферопольском художественном музее.

Фото Виталия Парубова