Николай Семенович Самокиш. 1933 г

Самокиша насильно женили и перепутали даты на его могиле

Известный баталист Николай Семенович Самокиш, именем которого названа улица и художественное училище в Симферополе, продолжает оставаться самой мистической фигурой крымской истории.

В 2010 году в Крыму решили на широкую ногу отметить юбилей художника. Подготовка к круглой дате 150-летию художника — начата уже сейчас. И вдруг оказалось, что, как это ни парадоксально, при всей известности Самокиша, о нем известно очень и очень мало.

Не тогда назвался и не вовремя родился

Имя Самокиша постоянно на слуху у симферопольцев. Улица-то его имени расположена в центре города – так или иначе пройтись-прогуляться по ней приходилось всякому.

Николай Самокиш за работой
Николай Самокиш за работой

Однако на вопрос «кто такой Самокиш» ответит далеко не каждый второй. А вопрос «когда улица получила свое имя» ставит в тупик не только простых смертных, но и маститых ученых. В краеведческой литературе датой переименования Кооперативной в Самокиша называют то 1935, то 1945, то 1960 года. А ведь было-то это не так уж давно. Это вам не какие-то мезозой с палеозоем.

— Сохранилось духовное завещание художника, датированное мартом 1942 года. Там Николай Семенович указывает свой адрес: угол улиц Жуковского-Самокиша. Вот так. Так что улица Кооперативная получила свое имя до Великой Отечественной войны. Это однозначно, — говорит директор Ассоциации заповедников и музеев Крыма Сергей Пушкарев.

В воспоминаниях бывшего профорга и библиотекаря художественного училища Ромадиной-Симонович указано: «в годы войны название улицы было ликвидировано». А потом опять восстановлено. Но первое-то переименование произошло до войны! Так, что те, кто утверждают иначе, путаются в датах.

Неразбериха с цифрами преследует художника, словно тяжкий рок, как посмертное проклятие. Даже на могильном граните кто-то умудрился высечь не ту дату рождения!

Атака лейб-гвардии Литовского полка из 5-го пехотного корпуса. Худ. Н. Самокиш, 1912 г
Атака лейб-гвардии Литовского полка из 5-го пехотного корпуса. Худ. Н. Самокиш, 1912 г

Во всех справочниках, словарях и прочей научной и околонаучной литературе значится одна и та же дата рождения Самокиша – 13 (25) октября 1860 года. Октябрь у нас какой месяц? Правильно, десятый. Обозначается он римской цифрой Х. А вглядитесь в фотографию надгробия на могиле художника. Что на табличке? Правильно, IX (девять), то есть сентябрь!

Почему так случилось? Может в путанице с датами виновата вторая жена?

Вторая жена оказалась лишней

Вторая жена художника действительно кое в чем была виновата. Например, в запоздалых посмертных обвинениях в измене родине, которые звучали в адрес художника после войны, и в проблемах с советской властью, что возникли после победы у его учеников. На самом же деле вторая жена Самокиша была фантомом. Вернее фантасмагоричным по существу является сам второй брак художника.

Подробности и факты

С Натальей Георгиевной Добровольской Николай Семенович познакомился в Харькове. В мастерской ее мужа известного художника. Самокишу тогда было под 80 лет. После того, как началась война, женщина овдовела и решила «помочь» старику и увезла его из Харькова в Крым.

В Симферополе, в период оккупации она создала художественный салон и начала охоту за работами мастера. Сам художник для салона Добровольской ничего специально не писал. Она выманивала и выменивала картины разными хитроумными путями с целью продать их ценителям искусства, каких было немало среди представителей оккупационных властей.

А потом предприимчивая дама решила женить на себе 82-летнего Самокиша. Наверное, ее вела мысль о том, чтобы после его смерти получить все и сразу. Подчеркиваю, в то время Николаю Семеновичу было уже 82 года. И единственное в чем он нуждался, так это в уходе.

Аферу с женитьбой молодой «невесте» пришлось проворачивать самостоятельно. Надо заметить, она вполне преуспела в этом деле и таки добилась статуса супруги. Только вот вместо Самокиша на бракосочетании в качестве жениха присутствовало подставное лицо.

Ни сам художник, ни женщина, некая Роксан (Надежда) Ивановна, с которой он в то время жил ничего о тайком затеваемой свадьбе не знали. Что дает основание утверждать подобное? Достаточно сличить подписи на двух документах: свидетельстве о браке и духовном завещании. Подписи существенно разнятся! Зачем была проведена вышеуказанная махинация, еще предстоит узнать.

Памятник Н.С. Самокишу
Памятник Н.С. Самокишу

Судьба отомстила второй жене Самокиша за пятна на репутации мастера. Женщина умерла при весьма загадочных обстоятельствах в поезде, когда возвращалась из Калининграда в Харьков.

Комнату отведут в училище, а памятник переселят

Итак крымский Совмин постановил: торжествам быть. Мероприятия ожидаются разные-разнообразные. Финальным аккордом станет торжественное заседание и концерт в октябре 2010. Ну да, до этого еще далеко.

До той поры собираются обозначить мемориальными досками все места, где некогда отметился Самокиш. А чаще всего на глаза своим современникам художник попадался в Симферополе, Алупке и Евпатории. Там-то доски и появятся. Вернее, в Симферополе таковая уже имеется, на Самокиша, 32, где жил баталист. Однако ее давно пора бы подновить. И подновят. Вот только с гипотетическим домом-музеем мастера живописи вышла заминка. Поселить память оказалось некуда.

В какой именно из квартир в доме 32 по улице Самокиша жил художник известно. Но сейчас она принадлежит одной из партийных структур, и сделать там музей-квартиру с приданием статуса филиала художественного музея невозможно.

Планируется открыть мемориальную комнату или мемориальный уголок в Симферопольском художественном училище имени Самокиша. — рассказал Сергей Пушкарев. — И по-моему это вполне логично. Ведь по воспоминаниям учеников Николая Семеновича после смерти художника очень многие ценные книги из его библиотеки попали именно в училище.

Кстати, кто не знает: во дворе Симферопольского художественного училища имени Н. С. Самокиша имеется памятник живописцу. В ближайшее время скульптура перекочует к главному входу в учебное заведение.

— По Самокишу сохранилось очень много неизученного материала, — констатирует директор Ассоциации заповедников и музеев Крыма. – Это и каталоги выставок, и воспоминания учеников художника. Хочется надеяться, что к годовщине все они будут опубликованы. И личность мастера перестанет быть загадкой.

Наша справка

Николай Семенович Самокиш (1860-1944) — один из основоположников реалистического направления в батальной живописи конца XIX — начала ХХ века.

Гражданская война застала художника в Евпатории, где он жил с весны 1918 до конца 1921 года.

Художественное училище имени Самокиша и памятник художнику перед входом
Художественное училище имени Самокиша и памятник художнику перед входом

С 1918 года Самокиш активно участвует в создании местного Дворца искусств. Художник был в комиссии, которая изымала ценности у буржуазии. Таким образом, наиболее интересные образцы были собраны в одном месте. Им стал тот самый Дворец.

Его приемником с полным на то основанием можно считать Евпаторийский краеведческий музей, где до сих пор имеются экспонаты, которые Самокиш, так сказать, отобрал у богатеньких. Кстати, именно эта преемственность дала основания отметить Евпаторийский музей мемориальной доской.

В 1921 году Николай Самокиш перебрался в Симферополь.

Картины академика батальной живописи Н. С. Самокиша – около трех тысяч произведений – экспонируются в Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Государственном Эрмитаже (РФ).

Несколько полотен – «Атака буденновской конницы», «Штурм Перекопского вала», «Переход Красной Армии через Сиваш», «В разведке» — представлено в Симферопольском художественном музее.

Елена БОНДАРЮК

Фото Виталия Парубова

Нажми, чтобы добавить комментарий