КИНО И НЕМЦЫ или КАКИЕ ФИЛЬМЫ СМОТРЕЛИВ ОККУПИРОВАННОМ СИМФЕРОПОЛЕ

КИНО И НЕМЦЫ или КАКИЕ ФИЛЬМЫ СМОТРЕЛИ
В ОККУПИРОВАННОМ СИМФЕРОПОЛЕ

После вступления фашистов в Симферополь в ноябре 1941 года был сформирован аппарат управления, в котором работал и отдел культуры. «Важнейшим из искусств» кино являлось не только при Совнаркоме, но и в ведомстве доктора Геббельса.
Отдел культуры — он располагался по ул.Салгирной (ныне ул.Кирова, 26) — первым делом провел учет кадров работников и оборудования театров и кино. В марте 1942 года в газете «Голос Крыма» было опубликовано объявление заместителя городского головы Анастасова: «Всем киномеханикам, проживающим в Симферополе, необходимо зарегистрироваться до 31 марта в отделе культуры…» Это был набор для работы в кинотеатрах, которые показывали фильмы пока только для военнослужащих германской и румынской армий. Гражданское население в кинотеатры не допускалось.




Спустя четыре месяца опять же «Голос Крыма» разместил объявление об открытии кинотеатра «Крым» по бывшей улице Кладбищенской. На открытии демонстрировали германский звуковой художественный фильм «КОРА-ТЕРИ», как было написано в рекламе, «из жизни варьете». Было предусмотрено три сеанса в выходные дни и один, вечерний, в рабочие. Как и в советские времена, в фойе кинотеатра играл струнный оркестр под руководством проф. И.И.Чернова. На открытии кинотеатра не обошлось без казусов. Во время церемонии по непонятным причинам в зрительный зал упал шар с люстры.
Гражданское население в кинотеатры было допущено только после оставления советскими войсками Севастополя (то есть до июля немцы не чувствовали себя хозяевами Крыма). К идеологической обработке фашисты приступили лишь тогда, когда Крым полностью был занят германскими войсками. Перед каждым сеансом демонстрировался киножурнал, в котором утверждался миф о славных победах германской армии, о ее несокрушимом шествии на Восток.

Первые немецкие фильмы шли без перевода. Зрители получали программу с либретто на русском языке, и о большинстве реплик героев фильма они должны были догадываться. На смену советским фильмам пришли фильмы не только на чужом языке, но и с чуждой нам эстетикой. Вот названия фильмов, прошедших за первых два месяца показа: «БАЛ — ОПЕРА», «ВСЕГДА ТОЛЬКО ТЫ», «ЕВА» (по оперетте Легара), «ФРАУ ЛУНА» (по оперетте Пауля Линке), «КОНЦЕРТ ПО ЖЕЛАНИЮ», «ВЕНСКАЯ КРОВЬ». В рецензии на фильм «Концерт по желанию», опубликованной в «Голосе Крыма», читаем: «Фильм из современной жизни. Во время Берлинской Олимпиады 1936 года стадион посещает А.Гитлер. Главный герой — летчик, отправляющийся в Испанию на антибольшевистский фронт. Затем Польский поход 1939 года, Англия. Самолет героя сбивают, а его подбирает в море подводная лодка». Не правда ли, очень «содержательная» лента?
А вот выдержки из рецензии на киножурнал: «Начало нового большого наступления на Восточном фронте, вход передовых частей германской армии в Севастополь… Особенно запоминается следующий эпизод. В ходе боев у Волхова группа красноармейцев сдается в плен. Почему их встречают с приветливой улыбкой? Так кинохроника своим бесхитростным языком разоблачает изолгавшихся молотовых и лозовских, твердящих о немецких зверствах».

Пропагандистская машина начинала набирать обороты. Вот с 6 сентября 1942 года в кинотеатре «Крым» начинают показывать фильмы с русским текстом (видимо, имеются в виду субтитры): «РОЗЫ В ТИРОЛЕ», «ВЕНСКИЕ МЕЛОДИИ», «ЛЮБОВЬ МАТЕМАТИКА». Фильмы опять предваряли киножурналы, которые с 11 октября также стали выходить с русским текстом.
Атмосферу тех дней хорошо передает в своем дневнике Михина Ольга. Вот выдержка из ее дневника: «27 июня 1942 г. Суббота. Ходили по городу, после этого видели пленных, один пленный спрашивает: «Что, дочки, в кино идете, да?» Но я сказала: на черта нам кино их и они вместе с ним, а Оля говорит: когда вы придете, тогда мы в кино пойдем».
Начало нового, 1943 года жители Симферополя встретили без кинотеатра «Крым» — он был закрыт на реконструкцию. А 25 января на улице Пушкинской, 11, был открыт кинотеатр «Централь». Видимо, это было связано с необходимостью более плотного охвата «культурой» местного населения.
Кинорепертуар зимы 1943 года был следующий: «ШВЕДСКИЙ СОЛОВЕЙ» («История жизни шведской певицы XIX века Женни Линд»), «САЛЬТО-МОРТАЛЛЕ» («Фильм из жизни цирковой семьи»), «ЛОРДЫ И ЛАКЕИ» («Комедийный фильм смешных положений»). И, как всегда, перед фильмом — киножурналы и даже мультфильм-политкарикатура.

В марте 1943 года в кинотеатре «Централь» состоялось первое представление для молодежи, организованное штабом пропаганды Крыма. Зрителями были в основном дети от 7 до 12 лет. Настроение перед началом сеанса радостно напряженное. Детям обещали пару веселых часов, а показали ленту, не вызывающую восторга. Этот фильм —«КОРОЛЬ-ЭДЕЛЬВЕЙС»— представляет собой любовную историю с попыткой самоубийства. Дети скучали, а некоторые оставили зал во время киносеанса. Лишь в конце, когда показали стрельбу и контрабандистов, интерес возрос.
Идеологическая обработка населения продолжалась. И 22 мая 1943 года открылся второй кинотеатр (реконструированный «Крым») — «Крым-Паласт». Первый день работы кинотеатр отметил показом печально известного «шедевра» Фейта Харлана — «ЕВРЕЙ ЗЮСС» режиссера Ф.Харлана. Как позже писали киноисследователи, это был «один из самых позорных фильмов, снятых в Третьем рейхе». Сюжет был основан на жизни и смерти Зюсса Опенгеймера, еврея, подвизавшегося в начале XVIII столетия при дворе герцога Вюртембергского. На экране еврей Зюсс и его товарищи-евреи, используя черную магию и подкуп, намереваются захватить власть, манипулируя продажным, пьяным герцогом. В рецензии «Голоса Крыма» мы читаем: «Перед зрителем предстает ряд глубоко реалистичных сцен с изображением закулисной деятельности иудейства». Конечно, пропагандистская идея этого фильма очевидна — «евреи — паразиты на теле общества, и их следует уничтожать». Немецкая пропаганда опять попыталась посеять ненависть среди людей на оккупированной территории. Несомненно, это была акция. Спустя три дня неделю антиеврейских фильмов продолжила лента Фрица Хипплера «ВЕЧНЫЙ ЖИД», созданная «по документальным материалам».
До изгнания немцев из Крыма весной 1944 года два симферопольских кинотеатра работали по следующей схеме: неделю фильм шел в одном кинотеатре, затем происходил обмен кинокартинами между кинотеатрами. Фильмы начали повторяться. Зрители вновь «по многочисленным просьбам» смотрят ленты, показанные уже в 1942 году.

Во второй половине августа с доставкой фильмов начались какие-то проблемы, так как фильмы стали идти по две, а то и по три недели. И в этом случае на помощь немцам пришел фильм из двух частей, снятый по индийским мотивам, — «ЭШАНПУРСКИЙ ТИГР» и «ИНДИЙСКАЯ ГРОБНИЦА». Каждая его часть шла по две недели в двух кинотеатрах одновременно.
Весь сентябрь и октябрь крутили уже ранее показанные фильмы. Некоторое разнообразие было внесено в конце октября. Дело в том, что 31 октября 1943 г. оккупанты хотели отметить как «День освобождения Симферополя». В этот день в кинотеатре «Крым-Паласт» демонстрируются два фильма — «НОЧЬ В ВЕНЕЦИИ» и «ОПЕРЕТТА». Это опять музыка и любовные истории.
В одном из ноябрьских номеров газеты «Голос Крыма» выходит статья «Два года германского фильма в Крыму». В ней говорится о том, что «отдел пропаганды дал возможность жителям смотреть фильмы». Судя по этой статье, в годы войны в Крыму было открыто 32 кинотеатра. Из них только 5 работали для гражданского населения, 18 — для военнослужащих и гражданских лиц и 9 — только для военных. Далее читаем: «Для всех кинотеатров имеется 110 фильмов с русским текстом. Около 70 сеансов было дано для местной молодежи и 60 сеансов — с культурными и учебными фильмами. Со дня открытия кинотеатров для гражданского населения их посетило свыше 800 000 зрителей».

Победное шествие Советской Армии на Запад отражалось и на состоянии дел в кинопрокате Симферополя. В марте стали исчезать анонсы и рецензии на кинофильмы. Бюро пропаганды вместе с сотрудниками отдела культуры спешно паковало чемоданы. С ними сбежали и работники газеты «Голос Крыма».
А с освобождением Симферополя, 13 апреля 1944 года, в город вернулись советские, всеми любимые, кинофильмы, многие из которых мы смотрим и сейчас.

Дмитрий БОРИСОВ