«Белое солнце пустыни»: как спасали гарем

Рабочее название фильма (1969) – «Спасите гарем!», что точно отражает суть сценария. Но слишком прямолинейное, поэтому сменили на колорит местности для натурных съемок. Фильм многожанровый: драма и приключения, мелодрама и боевик, комедия и военный. Их превратил в сотни метров кинопленки режиссер В. Мотыль на натурных съемках в Ленинградской области, в пустыне Каракумы и под Махачкалой (Дагестан) – на берегу Каспийского моря.

Уважение от космонавтов

Этот фильм после выхода в прокат по традиции смотрят все астронавты, вылетающие впервые или повторно в открытый Космос. Десятки миллионов граждан только официально посмотрели его в кинотеатрах и до сих пор смотрят – по телевидению, Интернету.

Космонавты смотрят фильм не ради традиции. Он используется в качестве подсказок для ведения кино- и видеосъемок; как выстраивать план, сцены, искать нужный ракурс. «Это эталон работы операторов», – рассказывал Олег Котов перед вылетом на МКС. Согласитесь, это высокая оценка работы оператора «Белого солнца…» Эдуарда Розовского. И с астронавтом НАСА Тимоти Кримером и астронавтом Японии Соити Ногути Котов отправился в кинозал на захватывающие 84 минуты – столько длится фильм-шедевр советской кинематографии. Коллеги Котова слушали текст фильма с переводом, а о каких-то нюансах кадров просили разъяснений.

Актерский цех: проблемы формирования

Перескажем сюжет тезисно. Фильм многие знают наизусть, а другим поможем рассказом ниже определиться и посмотреть. В обжигающей пустыне морская таможня, в которую никто не заходит. Таможеннику надоела черная икра, и он без работы спивается. Отставник Сухов идет домой к жене Катерине Матвеевне. Но его задержали дела: охранять гарем басмача Абдуллы. Солдат Петруха, с барахлящей винтовкой-трехлинейкой, просит открыть личико девушке в парандже. Абдулла бежал от красноармейцев, оставив в крепости своих жен. Если охрана не вернет, то уничтожит всех.

Читайте также: Время мужества и отваги в фильме «Адмирал Ушаков» (1953 г. Севастополь)

Юная жена Гюльчатай играет с черепахой…

На главную роль прошел колоритный актер Георгий Юматов. Но у него – запой. Актер обещал не срываться, но слова не сдержал: напился, да еще подрался и заявился к режиссеру с «фингалом» и другими синяками. И Мотыль не решил больше рисковать. На роль утвердил Анатолия Кузнецова.

Таможенник Верещагин… Актер Павел Луспекаев также был под вопросом на эту роль. Он – участник Великой Отечественной войны в партизанском отряде с тяжелым ранением руки, обмороженными ногами. Руку не дал ампутировать, и хирурги сделали все возможное, чтобы ее спасти.

Читайте также: Фильм «Адмирал»: переписываем историю вновь

Ноги стали сильно беспокоить в 60-е годы, когда интенсивно снимался в фильмах, работал в театре. Согласился на ампутацию ног только по стопе.

Наступили после этого фантомные боли, их приходилось снимать сильнейшим наркотиком.

С зарубежными лекарствами помогла любимцу зрителей тогдашний министр культуры Екатерина Фурцева. В «Белом солнце…» заметно было, как тяжело он передвигался. А за кадром осталось то, как жена, Инна Кириллова, находилась рядом на съемках и носила с собой стульчик. После двадцати шагов муж должен был отдыхать. Доиграет, или нужна замена? Вопрос не давал покоя режиссеру. Это, во-первых.

Читайте также: «Агент национальной безопасности-5» (2004 г. Судак) — родом из Судака

Во-вторых, вспомните эпизод на баркасе: расправа Верещагина с напавшими басмачами и кровь на лице. Она из ножевой раны, нанесенной местным жителем в пивной. Оттуда Луспекаев добрался на съемку, а рана кровоточила. Грустно, но хоть к месту.

Смотреть фильм “Белое солнце пустыни”:

Нажми, чтобы добавить комментарий