Драма «Оборона Севастополя» – шедевр немого кино

Эта историческая драма Российской империи снята в 1911 году одновременно и режиссером, и сценаристом, и продюсером Александром Ханжонковым в Ялте.

Краткий киноэкскурс

У киноленты есть и второй титул – «Воскресший Севастополь». Название города на юго-восточном побережье Крымского полуострова переводится с греческого как величественный, достойный поклонения. Он заслужил это.

Казачий подъесаул родился на нынешнем Донбассе (г. Макеевка), уволился со службы в Войске Донском, заработав большие по тем временам 5000 рублей. И пустил их на… организацию кинопроизводства, импортного кинопроката.


Вскоре образованное им же акционерное общество «Ханжонков и Ко» с уставным фондом уже в полмиллиона рублей сконструировало площадку для постоянных киносъемок. В 1919-м она преобразована в Ялтинскую кинофабрику.

Читайте также: До свидания, мальчики!, «Мосфильм» [1964]

С тех пор здесь снято было множество документальных и художественных фильмов. А также существовали организационные сложности: наименования и переподчинения, национализация и даже переходы из одной страны в другую (Россия – Украина – Россия).

Потихоньку ушло в тень имя кинематографического деятеля Александра Ханжонкова – не только автора, как сейчас бы сказали, культового боевика «Оборона Севастополя» (1911). Но этот фильм помнят несколько поколений зрителей СССР, а затем всех постсоветских государств. Школьники изучали историю страны по нему. Кто бы знал имя матроса Кошки, если бы не было данной экранизации?!

Герои и роли

Героика в фильме представлена широчайшим планом. Но конкретных личностей немного. Понятно, что при царизме высшие чины армии и флота в этой Крымской кампании – с первых до последних кадров.

Но как выходец из нижнего сословия, Александр Ханжонков не мог не прославлять и простых защитников земли Русской.

Не будем перечислять актеров, они давно в мире ином. Даже фотографии актера Николая Семенова, игравшего матроса Кошку, нет в фильмофонде. Драматизм ситуации подчеркивает музыка композитора Александра Козаченко. Тот, кто будет впервые смотреть фильм, удивится режиссерскому повествованию. В титрах названы только три героя и их исполнители: «Нахимов – А Громов», «Корнилов – И. Мозжухин», «Тотлебен – А. Бибиков», остальные актеры шли «В эпизодах».

Сюжетная линия

В первых кадрах промелькнули кинематографические портреты российских императоров – Николая Первого и Александра Второго. За ним черед организаторов обороны и героев различных рангов. В конце первой десятки, среди сонма высшего воинства в роскошных мундирах, увенчанных роскошными эполетами, матрос Кошка в простой форме.

Читайте также: Любой ценой, Ялтинская киностудия [1959]: о жизни и смерти юных

Затем сюжет переходит на экспрессию: идет военно-морской совет в Севастополе. Решается главный вопрос кампании – как защитить город от вражеских судов. Решили затопить в фарватере Северной бухты силу российского флота – линкор «Три Святителя». Пришлось расстреливать красавца с береговых орудий.

От этого он уйдет под воду, а его палубные надстройки преградят путь вражеским кораблям.

Идет подготовка города к защите. Сооружаются укрепления-бастионы, этим заняты и женщины. Штурм Севастополя, вошедший в ленту, произошел 5 октября 1854 года. Атака за атакой вражеской пехоты, обстрелы с моря бастионов.


Санитары, не зная устали, вытаскивают раненых из-под шквального огня. И солдат с матросами, и адмирала Корнилова, который скончается в лазарете. Вскоре смерть настигнет и адмирала Нахимова. Где-то среди санитаров и Дарья Севастопольская. В фильме санитарки нет, увековечена женщина в Севастопольской панораме за героизм, как и матрос Кошкой.

Читайте также: В городе С., «Ленфильм» (1966)

Сухопутным моряк Кошка стал на время обороны города. Перебирается к врагу и захватывает в плен часового. Показаны три вражеских атаки, уход жителей и войск из расстрелянного города. По преданию, когда близко к Корнилову упал снаряд с горящим фитилем, Кошка подхватил опасное военное средство и бросил в котел с кашей. Фитиль погас. Адмирал поблагодарил моряка, на что тот сказал: «Доброе слово — и Кошке приятно». Эта фраза часто трактуется как обращение не к человеку, а как к кошке.

Отрывок из кинофильма Оборона Севастополя:

Нажми, чтобы добавить комментарий