В городе С., «Ленфильм» (1966)

Семьдесят лет назад в советский прокат вышел художественный фильм «В городе С.», снятый Иосифом Хейфицем на студии «Ленфильм».

В городе С., «Ленфильм» (1966)
В городе С., «Ленфильм» (1966)

Зрители неоднозначно приняли киноленту по рассказу Антона Чехова «Ионыч». Смущала многих унылость и мрачность повествования, особенно авторского текста от имени Антоши Чехонте. Но таким оценщикам стоило бы сначала прогнать собственную хандру, сходив на комедию. Либо спокойно досмотреть сцены и понять, что некая грусть-тоска задумана писателем неспроста. Но об этом чуть ниже.

Чехов в фильмографии И. Хейфица

Мало в каком государстве его художественная литература тиражировалась посредством кинематографа так, как в Советском Союзе. С экранов кинотеатров, а позже и телевидения, не сходили герои романов, повестей и даже рассказов наших классиков – Льва Толстого, Антона Чехова, Федора Достоевского, Алексея Толстого, Михаила Шолохова и многих других писателей и поэтов.

Читайте также: Шик – грустная история о жизни, дружбе и любви

Сложился ряд художественных организаторов съемочных процессов, сценаристов, которые отдавали предпочтение тому или иному писателю. Например, режиссер Иосиф Хейфиц в середине творческой деятельности увлекся рассказами Чехова. И один за другим экранизировал три его короткие произведения: «Даму с собачкой» (1960 год), «В городе С.» (1967) и «Плохой хороший человек» (1973). При этом сценарии к ним написал собственноручно.

Мастерство лицедейства

Талантливый режиссер снял немало других художественных картин, принятых зрителями всех возрастов «на ура». Три чеховские экранизации в рейтинге фильмографии Иосифа Хейфица до сих пор имеют высокие баллы. Они отмечены в Лондоне, Риме и Чикаго.

Главреж всегда успех той или иной своей картины объяснял мастерством актерского состава. На съемочной площадке «В городе С.» было не протолпиться. Еще бы: почти пять десятков актеров!

Их бы хватило на экранизацию и романа, а не чеховского рассказа.

Причем таких актеров, про которых зрители говорили, что идут не просто на фильм, а «на Папанова», или «на Терентьеву». Про Папанова много говорить не надо, вспомним лицедейство Терентьевой.

«Котик», как звали ее в семье по фильму «В городе С.», создала фурор из своих сцен очаровательностью и легкомысленностью, порой высокомерием и жестокостью. В финале ей сочувствовали и жалели. После фильма “Крах инженера Гарина” Нонну называли русской Гретой Гарбо.

Читайте также: Шапито-шоу – комедия в 4 актах

В том же году картину повезли на Международный Каннский кинофестиваль. Правда, внесли не в обязательный просмотр, а во внеконкурсную программу. Знаменитая на то время Симона Синьоре, посмотрев ленту, сказала Терентьевой такие слова: “Жаль, не был в конкурсной программе, Вы обязательно получили бы приз – ЗА КРАСОТУ!”. На кинофестивале в Риме «Капитолийский Юпитер» (1967) главреж получил премию за этот фильм.

Хейфиц этим фильмом ковал экранный талант многих актеров – Леонида Быкова (извозчик), Алексея Баталова (пьяница-бродяга), Ольги Аросевой (сестра Чехова), Алексея Смирнова (человек с ананасом), Георгия Юматова (фельдшер).

Лейтмотив рассказа выдержан

По Чехову он состоял в том, что ненормально, когда образованный, уважительный благородный человек попадает в окружение средой серой, меланхоличной, безразличной к человеческому достоинству.

Читайте также: Человек с бульвара Капуцинов

Он чахнет, как растение без полива, нищает духовно, толстеет физически до безобразия, попадает в среду пьяниц, а семье, если еще женится, предпочитает клуб для бездарей.

Это картинка с города С. Все эти сцены выписаны режиссером с преданностью и уважением к великому писателю.

И не нужно корить некие обстоятельства, им нельзя вслепую подчиняться, стоит исправлять их, делать жизнь красивее, приятнее. Вы смотрите фильм не только о гибели души земского лекаря Старцева, а деградацию всего губернского города, куда он приехал с чистыми намерениями помощи больным. Жизнь не только одного человека проходит без чувств, мыслей.

Режиссер: Иосиф Хейфиц
Сценарий: Антон Чехов, Иосиф Хейфиц
Музыка: Надежда Симонян
Оператор: Генрих Маранджян
В ролях: Анатолий Папанов, Нонна Терентьева, Андрей Попов,
Ольга Аросева, Игорь Горбачёв

Нажми, чтобы добавить комментарий