Умный в гору не пойдет? Несколько слов в защиту крымского пешеходного туризма.

Как все красиво начиналось…

Чатыр-даг, КрымО том, что Крым – колыбель отечественного пешеходного туризма знают  все. Действительно, еще  в 1890 году была создана первая в России туристская организация — Крымский горный клуб. Активисты клуба стали организовывать познавательные экскурсии по горному Крыму, сами раз­рабатывали экскурсионные маршруты. Для приезжающих на отдых в Тавриду столичных дам и господ, посещение гор стало весьма модным и захватывающим занятием. Для их удобства был разработан 21 маршрут по Южному берегу, Главной гряде и Крымскому Предго­рью. Каждый маршрут имел собственную маркировку во избежание потери верного пути, а в 1898 году на Чатырдаге был открыт первый в России горный приют. Экскурсионный сезон длился с начала марта по конец октяб­ря. За это время в горах успевали побывать тысячи экскурсантов. Например, за сезон 1914 г. в экскурсиях клуба участвовало око­ло 15 000 человек.

Смутное революционное время уничтожило интерес к горному туризму.  Но вот молодая Советская республика чуть окрепла и людей появилось время на отдых. Занятие спортом стало одним из основных постулатов советского образа жизни – Крымские горы снова увидели людей с рюкзаками. В 1928 году возникло Общество пролетарского туризма, одна из заслуг которого – организация нескольких турбаз и «домов туриста». Потом опять настало смутное время – война. Но уже в 1946 году поднявшийся из руин Крым принял первых туристов.

В 1971 году активный туризм был передан в ведение Крымского областного совета по туризму и экскурсиям, которое долгое время возглавлял небезызвестный в Крыму человек, много сделавший для развития туризма – Е.А. Михайлов. Именно в 70-80-е гг. наблюдался «золотой век» пешеходного туризма. В это время на полуострове работали 18 турбаз и тургостиниц, в горно-лесной зоне на сезон оборудовались десятки палаточных городков.  В Крыму было разработано 7 пешеходных плановых маршрута, с конкретными сроками действия, графиками передвижения, конкретной программой. Группа в составе 15-25 человек под руководством опытного инструктора (чаще всего ими были студенты крымских ВУЗов) шла по горам от 3 до 7 дней, а потом отдыхала с недельку на море. Туристские путевки покупали не так и часто – чаще всего они выдавались профкомами предприятий с оплатой государством 70% стоимости тура. Плюс государственная агитация и поддержка активных видов туризма. Понятное дело, что при таких условиях поток пешеходных туристов был очень впечатляющим. Не надо думать, что в поход шли только любители спорта. Как раз основную часть составляли обыкновенные парни и девчата (последние, кстати сказать, составляли значительное большинство), которые рвались не столько в горы, сколько на море. И лишь из-за осознания того, что в конце горного перехода будет морской пляж, мирились с мыслью таскать рюкзаки и спать в палатках. Хотя, романтический настрой походных ночевок, походные песни и удалые инструктора снились им еще очень долго. Но это совсем другая история…

            Почему в горах нет туристов?

Походы по КрымуИдиллия длилась не так долго, как хотелось бы. Развал Союза повлек за собой развал и всей туристской системы. Пешеходный туризм, который держался в основном на профсоюзах и романтике получил наибольший удар. Но постепенно жизнь стала налаживаться и в последнее время туризм опять начал входить в моду…
О том, что на полуострове необходимо возрождать пешеходный туризм – сегодня не кричит только ленивый.  Государственные чиновники в своих речах постоянно напоминают друг другу: «А ведь раньше пешеходный туризм давал солидную долю доходов от рекреации в бюджет Крымской области. Давайте его возродим!». И, забывая, что без государственной поддержки ничего не получится, начинают вопросительно коситься на турфирмы: «Где же ваши туристы?». Турфирмы уклончиво вздыхают и продолжают заниматься перепродажей путевок в санатории и пансионаты, предпочитая с пешеходным туризмом не связываться. Да то и понятно! Ведь этот вид турдеятельности очень сложен и во многом не всегда благодарен, связан с целым ворохом проблем.

Прежде всего, туристов надо чем-то привлечь. И одна лишь красота Крымских гор им уже не подходит. Нужен хотя бы минимум комфорта на базах размещения. Усредненный портрет современного пешеходного туриста по Крыму таков: молодые люди 20-25 лет (около 70% туристов –  девушки), жители крупных городов, побывавшие уже в нескольких курортах зарубежья  и знающие цену комфорту. Такие клиенты, пускаясь в захватывающее путешествие по «диким» Крымским горам, после посещения «Египтов и Турций», вполне справедливо рассчитывают на 2-х местное размещение (часто в поход идут молодые пары) на турбазе хотя бы с частичными удобствами в номере. Человек хочет прийти с маршрута и помыться под горячим душем, хочет, чтобы у него в номере было постельное белье, а не двести раз использованный спальник, чтобы была розетка, где можно зарядить мобильный телефон. Человек не хочет, пройдя весь день по горам, ежедневно готовить себе ужин на костре  и мыть посуду в ледяной горной речке. Ему будет в кайф приготовить на костре шашлыки, но не чистить самому килограммы картошки. Он сюда приехал отдыхать – и он в этом прав. Да и рацион пищи, который предлагали на плановых советских маршрутах, уже не подойдет. Питаться каждый день вареными яйцами и килькой на сухпаек – уж увольте! Если вы хотите, чтоб люди запомнили отдых  не расстройством желудка – будьте готовы раскошелится и на национальную кухню, и на молочные продукты, и на шашлыки, и на фрукты и хорошее заводское вино. Новые туристы уже не будут ходить от базы к базе с полными рюкзаками за спиной: их вещи должен перевозить нормальный транспорт. А сами туристы будут идти с маленькими рюкзачками, с минимумом необходимых личных вещей. И с этим так же надо мириться. Ну и конечно немалого труда стоит подбор маршрута и особенно инструктора. Вариант может и опытного, исходившего весь Крым мужичка «за 40», но не умеющего спеть на гитаре современную песню, пугающегося женского взгляда и дешевого портвейна, не пройдет.  От инструкторской работы, от его возможности обаять и объединить группу, зависит ровно половина успеха путешествия.

КрымПока Крым такого идеального сочетания всех составляющих успешного похода предложить практически не может. А нет хорошего предложения – не будет и спроса. Начинать надо хотя бы с  элементарного обустройства турбаз и приютов, чтобы было куда приглашать потенциальных туристов. Загляните как-нибудь по пути на ЮБК на турприюты «Сосновка и «Ангарский перевал» по алуштинской трассе. И тогда сами сможете ответить на вопрос почему к нам в горы едет мало туристов. Может ли человек, заплативший немалые деньги за отдых, жить в фанерном домике полностью лишенном освещения и вентиляции, а спать вряд втроем — вчетвером на сырых деревянных нарах? Плюс к этому представьте, единственный источник водоснабжения на базе, где группа находится 3-4 дня – это ледяная горная речка. Девушки – забудьте в таких условиях про личную гигиену! В такие условия никто не поедет. Но тут же можно привести хороший пример турбазы «Орлиный Залет» в с. Соколином. Директор ее – Александр Жидков, человек искренне болеющий за свое дело, поставившей целью себе и своим подчиненным привлечь в Крым пешеходных туристов. Здесь ваших клиентов и ласково встретят, и вкусно накормят, и предоставят горячий душ. После такого приема  люди вернутся на турбазу еще не раз.

Вторая сторона проблем – поиск клиентов. Как уже говорилось выше, раньше проблема решалось легче — поток туристов организовывали многочисленные профсоюзы. Сейчас они это не практикуют, а турагентства не хотят тратить деньги на рекламу такого «нераскрученного» вида отдыха, который обещает очень сомнительный заработок. Кстати, что касается приносимой прибыли от пешеходного туризма в современных условиях – так об этом вообще смешно говорить. Учитывая сложность организации тура и количество расходов, стоимость туродня в горных условиях с проживанием в палатках  и готовкой пищи на костре сравнивается со стоимостью августовского туродня в пансионате среднего уровня на ЮБК. Объяснить этот парадокс  клиентам зачастую очень трудно. Понятное дело, что принимающие фирмы пытаются как можно удешевить продажную стоимость. В результате, фирма зарабатывает на туристе около 10 долларов в неделю. Так и выходит: сотни проблем, нервов, а заработка почти нет. А если вычесть из 10 долларов заработка еще и налоги… Это все  и объясняет, почему подавляющая часть турфирм даже и думать не хочет о серьезной организации пешеходных туров – все-таки продажа путевок дело более понятное, налаженное и прибыльное.

К тому же единственное, что может коммерчески оправдать пешеходные туры – это бесперебойный поток клиентов, так называемая «цикличка», когда группы идут встык друг за другом.  Именно такая ситуация была характерна для советских времен, когда группы шли друг за другом на отдалении в одни сутки пути. Сейчас же, если какая-нибудь турфирма соберет за сезон одну группу – это будет успех, если две группы – фирма может собой гордиться…

Синдром Незабываемой Поездки

Но все же единицы представителей турбизнеса на постсоветском пространстве еще верят в возрождение активного туризма. Это люди, как правило, одержимые, романтичные и в какой-то степени сумасшедшие. В Крыму таких людей, к сожалению, единицы. Все они выходцы из советского туризма, все они помнят «как это было» и сильно ностальгируют по временам плановых маршрутов. Огромных трудов стоит этим людям собрать и провести несколько групп за сезон. И именно деятельность этих немногих турфирм является основой для высокопарных победоносных речей крымских чиновников о возрождении пешеходного туризма.

Но оказалось, что не только крымские фирмы заинтересованы в пешеходном туризме. Не секрет, что многие турклубы Киева, Харькова, Одессы, некоторые фирмы России самостоятельно организуют туры по Крымским горам. Максимальный же успех в таких мероприятиях может быть только при альянсе двух сторон – некрымского поставщика и крымской принимающей стороны. Первой эту истину поняла крупная московская туркомпания «СНП», которая еще в 1999 г. совместно с АО «Крымтур» провела одну пробную группу московской молодежи по Крымским горам. Тогда у поставщика туристов была буря восторгов и минус 400 долларов прибыли. Но отступать уже было нельзя. На следующий сезон-2000 были мобилизованы силы всех работающих с компанией турагентств (а их у «СНП» около 3000) и за лето по горам прошли три группы. Как в старые времена, друг за другом, встык! С этого момента стало возможным думать о реальной реанимации горного туризма в Крыму. В 2001 г. «СНП» и «Крымтур» провели 10 групп, а в 2002 – уже 16!

Свою программу «СНП» назвала «Горы-море» (кстати, она уже зарегистрирована как торговая марка), потому что весь тур поделен на две равные части: 7 дней группа идет по горам с проживанием на турбазах, а 7 дней живет на берегу моря в туристско-оздоровительных комплексах. Именно такая схема стала наиболее приглядной для клиентов и наиболее экономически оправданной для фирмы. В 2001 и 2002 гг. «СНП» предлагала два маршрута: один по юго-восточному Крыму («Горы-море-восток») и один по юго-западному («Горы-море-запад»). Сезон-2003  стал переломным в работе компании. В Крыму появилось представительство компании «СНП», турфирма «СНП-КРЫМ», организовавшая собственный новый тур: «Горы-море-юг», маршрут которого проложен по центральной части Горного Крыма. В этом сезоне по «южному» маршруту, в соответствии с установленными заездами, «СНП-КРЫМ» смогла провести семь цикличных групп в количестве от 18 до 25 человек в период с июля по сентябрь.  В следующем сезоне компания «СНП-КРЫМ» планирует запустить четвертый по счету тур «Горы-море-северо-восток», целью которого будет знакомство туристов с недостаточно используемыми рекреационными ресурсами Восточного Крыма и Керченского полуострова.

Создавая и проводя свои программы, «СНП-КРЫМ» четко соблюдает все требования успешной организации пешеходного туризма: размещение в самых лучших крымских турбазах, качественное и разнообразное питание, соблюдение всех норм техники безопасности, наличие только квалифицированных инструкторов. Большая работа ведется по расширению клиентской базы. Приятным фактом для организаторов туров стало то, что молва и реклама о пешеходных программах «СНП» стала разноситься сама в студенческой тусовке Москвы и Питера. Именно молодежь этих двух городов пока составляет большинство клиентов. Тем не менее, свою роль играет целенаправленная реклама в СМИ (например, журнал «Туризм и Отдых»), а так же работа турагентств. В прошедшем сезоне на туры «Горы-море» поставляли своих клиентов  турфирмы Киева, Одессы, Харькова, Нижнего Новгорода, Йошкар-Олы, Екатеринбурга, Минска, Бреста, что говорит о широкой географии заинтересованных в таком виде туризма людей.  Приятным открытием этого сезона стали новые партнеры «СНП» — молодая минская фирма «Мастер Путешествий», которая целенаправленно решила заниматься отправкой в пешеходные туры по Крыму молодых белорусов.

Еще в прошлом году за программу «Горы-море», компания «СНП» получила премию в номинации «Лучший тур» от МАТА и грамоту «За создание уникальной познавательной программы «Горы-море» и возрождение традиций пешеходного туризма» от Правления АО «Крымтур». Но главной наградой для организаторов тура «Горы-море» является благодарность клиентов. Чтобы в этом убедиться достаточно посмотреть гостевую книгу сайтов и . Те, кто однажды побывал в туре, приходят снова и приводят с собой других, по возвращении домой они остаются сплоченной семьей друзей, постоянно встречаются и общаются.  Маршруты «Горы – море» становятся для многих из них настоящим образом жизни. Так, каждый четверг москвичи — участники туров встречаются в баре «Амбар» недалеко от Белорусского вокзала, причем порой туда набивается по 80-90 человек, а еще сотня располагается на соседних газонах. Однажды около двухсот «СНПшников» возле самого Кремля, в Александровском саду, самозабвенно пели туристские песни, собрав вокруг себя не меньшую толпу зрителей. Характеризуя это состояние, одна туристка расшифровала название фирмы как «Синдром Незабываемой Поездки». Есть и еще одна расшифровка, так же очень подходящая к состоянию наших туристов: «Скорей Наливай Портвейн»!

Вместо послесловия для турфирм
Возрождение чего-то процесс всегда сложный и вначале неблагодарный. Взяться за него могут далеко не все. Если вам все-таки небезразлична судьба пешеходного туризма в Крыму, если вы хотите, чтоб запах костра и звон гитары под звездным чатырдагским небом запал на всю жизнь в душу вашего туриста, присоединяйтесь к нам. Мы всегда сможем присоединить к нашим группам любое количество ваших клиентов, сняв с вас груз организационных забот. Поскольку мы уже встали на трудную туристскую тропу – давайте пойдем по ней вместе, не как конкуренты, а как партнеры.

 

Нажми, чтобы добавить комментарий

Добавить комментарий