«Автономка» (2006) ушла из Севастополя на экраны

Севастополь был закрытым городом и в России (до 1953 г.), и в Украине, куда даже к родственникаv приезжали с кучей документов и только по вызову. При этом в нем с 1944 по 2008 год снято пятьдесят девять художественных кинофильмов. И собственно крымской, Ялтинской, кинофабрикой и другими советскими и постсоветскими студиями.

Конечно, съемочные группы не допускали в Балаклаву, базу советских подводных лодок в одном из заливов ЮБК. С прекращением «холодной войны» с Западом базу забросили, и она стала излюбленным севастопольским местом для кадров ряда фильмов. В том числе и «Автономки. Народного романа» – «трехглавого» жанра: драмы, боевика и триллера.

Актеры, режиссеры, и другое

Это был самая продолжительная севастопольская киноэпопея – тридцать две серии по 48 минут. Понятно, что одному режиссеру снять все сюжеты просто не под силу. Анонсировали в первых сериях, сезоне пятерых: Александра Дзюбу, Петра Штейна (умер в 2007-м), Олега Филипенко, Юрия Дружинина, Максима Мокрушева.

Читайте также: До свидания, мальчики!, «Мосфильм» [1964]

Были позже еще и Александр Смирнов, и Владимир Бровкин, а также другие. Сценаристов насчитывалось до десятка. Виртуозно приходилось им сшивать предыдущие сцены, кадры с новыми. Поди теперь – разберись, кому приписывать лавры, а кого корить за ряд просчетов.

31-летний Дзюба – самый молодой из этой команды, но, как ни странно, он больше других снял кинофильмов. При этом до «Автономки» продублировал 45 фильмов, снялся в 26-ти картинах как актер, и снял свой сериал «Бедная Настя».

Но и другие были маститыми режиссерами, как Петр Штейн, Юрий Дружинин (ему сейчас 65 лет).

Актерский состав еще более многочисленный. На пятидесятом по счету, матросе (Влад Моташнев) можно со счета сбиться. Нужно отметить, чтобы зрители разобрались в морской субординации: ниже капитан второго ранга (кавторанг), далее первого ранга (каперанг) и контр адмирал.

Роль кавторанга Кулешова, командира субмарины Б-556, «Варшавянка» исполнял Денис Юченков. На то время актер был чуть старше тридцати лет. До этого снялся в 18 картинах, в 2011-м стал Заслуженным артистом Российской Федерации.

Читайте также: Любой ценой, Ялтинская киностудия [1959]: о жизни и смерти юных

Как «сшивали» сюжеты семь сценаристов

Пересказать их просто невозможно. Продолжается служба российских моряков в Севастополе по договоренности с Украиной. Вроде все, как прежде: служба, домашний быт, кафе, кинотеатр. Но отношения двух стран сказываются и здесь. Россиян гонят домой или призывают переходить на службу Украине. Этот вопрос обострится через восемь лет после выхода «Народного романа», когда корабли ЧФ России останутся верны долгу и присяге. Поэтому фильм 2006 года – как предвестник событий 2014-го.

Это сага о профессиональном мужестве, долге моряка и его ответственности. Каждый выбрал свой путь, уйдя без разрешения в автономное плавание на подлодке Б-556 «Варшавянка». Субмарины этого класса, дизель-электрические, могли находиться на глубине не больше сорока пяти дней при движении не более трех миль в час. Потом должны были подниматься наверх для профилактики.

Кроме этого, они уже становились уязвимыми для противника из-за выхлопов дизелей, которые научились распознавать на поверхности моря.

Море на поверхности таит неожиданности, а уж на глубине и подавно. В экипаже обостряются отношения, которые в кадрах сценаристами сглаживаются. Мысли об оставшихся в Севастополе или в РФ членах семей. Аварийные ситуации, помощь терпящим бедствие на поверхности. Непонятно, почему надо было субмарине плыть на сигнал о радиационной опасности. Все это показано в фильме.

Читайте также: В городе С., «Ленфильм» (1966)

Не без режиссерских и актерских задиров, просчетов. Не всё по субординации: командир – подчиненный. А в Севастополе, непонятно по каким правилам, НАТОвский офицер ходит в ее же форме, чего не должно происходить. Кто просмотрел ляп? Словом, посмотрите сериал сами.

Нажми, чтобы добавить комментарий